Статья «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ЛОГОПСИХОЛОГИИ (алалия)»

Алалия и псевдоалалический синдром

В числе детей с ДЦП могут быть дети с алалией и дети с псевдоалалическим (ложным алалическим) синдромом. Так, речь детей с псевдоалалическим синдромом развивается с задержкой. В возрасте от 1 года до 3 лет эти дети по картине развития речи напоминают алаликов. В 4 года отмечается выраженное отклонение от нормального речевого развития. К 7 годам речь таких детей приближается к норме.

При псевдоалалическом синдроме имеют место такие симптомы:речевой негативизм; повышенная тормозимость речевой функции: пугливы, затрудняются при необходимости высказаться (знают, а высказать не могут); испытывают трудности при заучивании наизусть; их пассивный словарь значительно шире активного. В отличие от алаликов, у детей с псевдоалалическим синдромом нарушения устной речи не всегда проявляются на письме.

Алалия и афазия

Общее при алалии и афазии:

· характеризуются полным или частичным нарушением всей речевой системы, всех ее компонентов и сторон, что делает в той или иной степени невозможным осуществление основной функции речи – общения с окружающими;

· как вторичные явления имеют место нарушения процессов мышления и изменения всей личности, поведения человека; в результате сложности нарушений наблюдаются различные степени тяжести и большое разнообразие форм алалии и афазии;

· все исследователи выделяют две основные формы алалии и афазии: моторную и сенсорную; такое деление не отражает всего многообразия этих нарушений, но является оправданным, т.к. основными конструктивными компонентами речевой системы являются моторный (двигательный) и слуховой (сенсорный).

Алалия и афазия

Алалия Афазия
Термином «алалия» принято называть случаи глубокого системного недоразвития речи Термином «афазия» называют системный распад уже сформировавшейся речи
Работу с алаликами характеризуют как воспитание речи Работу с афазиками характеризуют как восстановление речи
У алалика нет желания говорить, речь может практически отсутствовать У афазика (в незапущенных случаях) сохранено стремление говорить, остаются некоторые слова, фразы; может сохраняться письменная речь, это облегчает восстановление и дальнейшее развитие речи

Распространенной ошибкой является отнесение любого неговорящего ребенка (алалика)к категории аутистов.Дифференциальная диагностика в этом случае сложна, так как объектом является маленький ребенок, поведение которого еще не имеет стойких и четко определяемых патологических признаков, по которым можно было бы однозначно установить диагноз. Стандартные методики исследования интеллекта говорят о том, что примерно 2 /3 аутичных детей имеют задержку умственного развития, а примерно 10% обладают развитыми способностями в какой-нибудь области: математические вычисления, музыка, рисование, поговорки, мозаики, некоторые обладают энциклопедическими знаниями в интересующей их области.

Дата добавления: 2016-03-05 ; просмотров: 2008 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Портал педагога

Автор: Афанасьева Вера Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ «Начальная школа — детский сад»
Населённый пункт: Смоленская область, город Сафоново
Наименование материала: методическая разработкпа
Тема: Современный подход к диагностике алалии
Дата публикации: 18.02.2016
Раздел: дошкольное образование

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К

ДИАГНОСТИКЕ АЛАЛИИ

Учитель-логопед Афанасьева В.А.

МБОУ «Начальная школа – детский сад»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛАЛИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛАЛИИ

Алалия

недоразвитие

органического

мозга во внутриутробном или раннем периоде развития

ребенка.
(См. Логопедия: Учеб­ник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. С. 331). —
Алалия — отсутствие речи или системное недоразвитие

речи
вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутроб­ном или раннем периоде развития реб­енка (до формирования речи). (См. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб­. пособ­ие для студентов пед ин- тов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М., 1989. С. 115).

Алалией
называется полное или частичное отсутствие речи при наличии достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей, остроты слуха и речедвигательных органов. (См. Хватцев М.Е. Логопедия: раб­ота с дошкольниками: Пособ­ие для логопедов и родителей. М., СПб­., 1996. С. 314.) o
НЕДОСТАТКИ:
Н Е Т О Ч Н О О П Р Е Д Е Л Я Е Т С Я С И М П Т О М АТ И К А , Н Е Д О С Т АТ О Ч Н О Т О Ч Н Ы МЕХАНИЗМЫ.

Алалия
— глубокое системное недоразвитие речи на органической основе. (См. Правдина О.В. Логопедия. Учеб­ное пособ­ие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — 2-е изд., доп. и перераб­. М., 1973. С. 178-179). — Это нарушение характеризуется полным или частичным от су т с т в и е м р еч и , н е с мот р я н а с о х р а н н о с т ь периферического слуха, а также интеллекта. (См. Правдина О.В. Логопедия. Учеб­ное пособ­ие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — 2-е издание, доп. и перераб­. М., 1973 С. 179). o
Недостатки
: под это определение можно подвести и дизартрию.

Алалия
— системное недоразвитие речевой деятельности, расстройство речевой функциональной системы вследствие нарушения функций речедвигательного и речеслухового анализаторов. (Шаховская С.Н.). —
Алалия
— это проявляющееся в структуре нервно- соматических и нервно-психических заб­олеваний расстройство развития языковой способ­ности у детей, которое характеризуется невозможностью или нарушением языковых операций при порождении речевого высказывания при сохранности семантических и моторных операций и п р о я в л я е т с я в ф о н е м ат и ч е с к и х , л е к с и ч е с к и х , морфологических, синтаксических нарушениях. (См. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. Л., 1994). При алалии нарушен языковой уровень: реб­енок не усваивает и не использует закономерности языка. o
Недостатки:
не позволяет разграничить алалию и афазию.

Алалия
— это глубокая задержка речевого развития ребенка, которая может проявляться в форме полного отсутствия речи или значительного нарушения ее развития. (См. Синяк В.А. Логопедия: Учеб­ное пособ­ие для студентов-заочников дефектологических факультетов пед ин-тов. М., 1985. С. 53. —
Алалией
принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей (до трех-пяти лет при хорошем физическом слухе), об­условленное недоразвитием или поражением речевых зон коры головного мозга, наступившем еще до формирования речи. (См. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособ­ие для логопеда и воспитателя дет. сада. — 4-е изд. М., 1997. С. 48.)
 Таким образом,
алалия — это системное

Читайте также:  Масло камфорное - применение, инструкция, противопоказания

недоразвитие

деятельности

н о р м а л ь н ом

о т н о с и т е л ь н о

проявляющееся

обусловленное

недоразвитием

наступившем

формирования речи.

Отличие алалии от сходных по речевым

проявлениям состояний
Вопрос диагностики алалии является довольно трудным, особ­енно в раннем возрасте. Алалию часто смешивают со сходными состояниями, другими формами речевых нарушений: с глухонемотой, с тяжелой степенью тугоухости и задержкой на этой почве речевого развития, с недоразвитием речи при олигофрении, с некоторой об­щей задержкой речевого развития, с псевдоалалическим синдромом, с афазией и др.
Обследование детей с алалией  Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.  Неврологическое обследование детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и д р . исследований слуховой функции.  Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти. Логопедическое обследование при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи ( и м п р е с с и в н о й р е ч и , л е к с и к о — грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.

НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА

АЛАЛИИ
 Агнозии  Апраксии  Снижение активности нейродинамических процессов  Снижение функциональных возможностей функциональных структур

ХАРАКТЕР ЭЭГ ПРИ АЛАЛИИ
 Отмечается дисритмический тип  Недостаточная выраженность альфа-ритма или его отсутствие  Гиперсинхронные колеб­ания б­ио-потенциалов  Снижение реактивности центральной нервной системы  Дисфункция стволовых регуляторных систем

Читайте также:  Польза и вред закаливания детей - Здоровый образ жизни

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ

ДИАГНОСТИКА МОТОРНОЙ И

СЕНСОРНОЙ АЛАЛИИ

Критерии сравнения

Моторная алалия

Сенсорная алалия

1
Восприятие речи Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне Груб­о нарушено
2
Понимание речи Понимание речи соответствует возрасту, возможно б­ез опоры на зрительное восприятие артикуляции Понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего
3
Слуховое внимание Сохранно Нарушено
4
Эхолалия Отсутствует Присутствует
5
Повторение услышанного Затрудняются повторить слово, фразу Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова
6
Коммуникация Отмечается стремление к языковой коммуникации (неверб­альной и верб­альной) Нежелание (и невозможность) вступать в об­щение
7
Мимико-жестикуляторная речь Активное использование жестов, выразительная мимика Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики
8
Наличие компенсаторных средств Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты» Отсутствие компенсаторных средств
9
Динамика улучшения речи Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании Крайне низкий темп при направленном формировании речи

у ребенка-алалика

элементарный слух нормальный

у глухонемого слуха нет, если не

считать имеющихся иногда

незначительных остатков слуха

У алалика имеется

модулированный голос, что

свидетельствует о наличии

слуха
у глухонемого голос смодулированный
Алалик мимику сопровождает

отдельными звуковыми

сочетаниями, напоминающими

слова
для выражения мыслей приб­егает к мимике
внешние признаки алалии

отсутствуют
у глухонемого вследствие поражения органа равновесия, которое сопровождает поражение внутреннего уха, нарушается координация движений, походка
Алалия и глухонемота
Реб­енок-алалик и реб­енок-глухонемой отличаются главным об­разом по слуху:

Алалия и тяжелая степень тугоухости

у алалика элементарный

слух нормальный

у тугоухого слух снижен

у алалика голос звонкий,

чистый
у тугоухого голос глухой, тихий
у алалика часто

наблюдается полное

отсутствие речи
у тугоухого речь есть, хотя она и очень несовершенна и характеризуется б­ольшими лексическими, грамматическими и фонетическими недостатками
алалик не в состоянии

повторить за взрослым

слово
тугоухий сможет повторить слово, если воспринимает его и если это слово несложное по своему звуковому составу

Алалия и умственная отсталость
 Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и об­щение реб­енка с окружающими, а это в свою очередь приводит к постепенному от ставанию в умственном развитии, которое носит вторичный характер. Другими словами, отсутствие речи может об­условить задержку умственного развития реб­енка, вследствие чего неговорящий может несколько отличаться по развитию от своих сверстников, не б­удучи олигофреном. 
Общее при алалии и умственной отсталости:
— позднее появление речи: к трем-четырем-пяти годам, — похожий лепет, — очень малый запас слов. 
Отличия алалии и умственной отсталости.
 Дети-алалики существенно отличаются от олигофренов (умственно отсталых): по мере становления речи и под воздействием специального об­учения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.  В отличие от детей с глуб­окой степенью умственной отсталости (имб­ецилов), алалики демонстрируют разумное поведение: адекватно ориентируюся в окружающей об­становке, в б­ыту; понимают об­иходную речь, жесты и поэтому правильно выполняют посильные и доступные для них поручения, простые задания.  Между алалией и умственной отсталостью в степени деб­ильности имеются следующие отличия.

Читайте также:  Средство от папиллом в домашних условиях

Речевые нарушения при детском церебральном параличе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:03, лекция

Краткое описание

Частота речевых нарушений при детском церебральном параличе — от 65 до 85% (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959, К. А. Семенова, Е. М. Масткжова, 1972). Степень и характер речевого расстройства зависят прежде всего от тяжести поражения мозга, — его речевых зон, а так¬же от развития премоторно-лобной, теменно-височной облас¬тей мозга, для функционирования которых необходима аф¬ферентная импульсация с нижележащих отделов мозга — среднего мозга, мозжечка, ствола мозга. Развитие речи у де¬тей с церебральными параличами оказывается, также под влиянием условий их воспитания, общения, окружения и обу¬чения, тяжести и характера двигательного поражения.

Вложенные файлы: 1 файл

Дизартрия.doc

Алалия чаще отмечается при приобретенных правосторонних гемиплегиях. Как отмечают К. А. Семенова и Н. М. Мастюкова при врожденных гемиплегиях моторная алалия обычно проявляется атипично, обычно при переходе ребенка на более высокие этапы овладения речью, например, при обучении грамоте. У этих детей наблюдается также более позднее развитие речи, речевой негативизм, снижение уровня речевой мотивации, психогенные наслоения (например, заикание), недостаточность слухо-речевой памяти и семантической стороны речи, нарушение фонетического слуха и фонематического анализа.

Моторная алалия у детей с церебральными параличами часто сочетается с нарушением высших корковых функций — отмечаются пространственные нарушения, недостаточность стереогноза, праксиса. Подобный полиморфизм дефекта затрудняет его дифференциальную диагностику с олигофренией. Затруднительно также отграничение моторной алалии на фоне дизартрии от псевдоалалических нарушений.

Псевдоалалический синдром у детей с церебральными параличами проявляется в задержке темпов формирования речи. При этом отрицательными факторами для развития речи является сочетание двигательной недостаточности с интеллектуальной недостаточностью, нарушением деятельности, мотивации, соматической ослабленностью, неблагоприятными социально-педагогическими условиями (особенно недо статочным речевым и эмоциональным окружением), наруше нием кинестетического, слухового и зрительного восприятия

В структуре псевдоалалического синдрома обнаруживается прежде всего нарушение формирования экспрессивно> стороны речи — задерживается развитие фонематической 1 лексико-грамматической ее сторон, наблюдается также рече вой негативизм, малая речевая активность, трудности обще ния, нарушение фонематического слуха.

Однако в отличие от моторной алалии псевдоалалическш нарушения носят менее полиморфный и стойкий характер являются более обратимыми. Псевдоалалический синдрол связан не с поражением корковых речевых зон, а с их функциональной недостаточностью, слабостью, поэтому эти нару шения и называют псевдоалалическими.

Отграничение моторной алалии, псевдоалалического синдрома, олигофрении у детей с церебральными параличам возможно лишь в ходе всестороннего комплексного неврологического, логопедического, педагогического и психологического обследования, динамического наблюдения за развитием ребенка в процессе деятельности и обучения.

При обследовании высших психических функций у детей с церебральными параличами необходимо использовать методы и систему нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и его сотрудниками. Подобное комплексное исследование, основанное на системном подходе к нарушению функций и качественном анализе дефекта, дае: возможность тонкого и глубокого анализа структуры речи и путей ее реабилитации. Такая методика помогает проследить взаимосвязь и взаимовлияние нарушений двигательных и речедвигательных функций, гностико-праксических, зрительно моторных и речевых расстройств в соотношении с возрастом. У ребенка, состоянием его сенсорных и интеллектуальных функций, эмоциональных реакций, патологических позно-то нических рефлексов. Нейропсихологическое обследованш вскрывает состояние различных сторон речи — фонетической семантической, лексико-грамматической в динамическом аспекте, что дает возможность оценить адекватность применяемого коррекционно-воспитательного, медикаментозного, физиотерапевтического лечения.

Ссылка на основную публикацию
Статья «Анальный зуд (зуд в заднем проходе)»
Тянущие боли в заднем проходе Одним из самых распространённых заболеваний в области проктологии являются тянущие боли в районе анального сфинктера....
Средство от вшей для беременных, чем лечить педикулёз, препараты
Средства от педикулеза для беременных, как лечить заболевание? Во время беременности женщина активно готовится к будущему материнству. Забота о здоровье...
Средство от папиллом в аптеке цена препаратов
Как избавиться от бородавок или папиллом Бородавки и папилломы могут появляться на теле любого человека. Возбудителем этого заболевания является вирус...
Статья «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ЛОГОПСИХОЛОГИИ (алалия)»
Алалия и псевдоалалический синдром В числе детей с ДЦП могут быть дети с алалией и дети с псевдоалалическим (ложным алалическим)...
Adblock detector