Снижение остроты зрения — лечение в Новосибирске

Нарушение остроты зрения причины, способы диагностики и лечения

Дата публикации: 25.02.2018

Дата проверки статьи: 10.12.2019

Нарушение остроты зрения диагностируют, когда пациент теряет возможность отчетливо видеть предметы, не может сфокусировать на них взгляд, видит расплывчато. В зависимости от вида патологии — близорукости или дальнозоркости — размываются очертания расположенных близко или далеко предметов. Проблема может возникнуть на одному глазу или поразить оба сразу. Также бывают ситуации, когда на одном глазу развивается близорукость, на другом — дальнозоркость. Если вы заметили, что стали видеть хуже, не медлите с обращением к врачу. Запишитесь на приём к окулисту и пройдите тестирование.

Содержание статьи

  • Причины нарушения остроты зрения
  • Типы нарушений зрения
  • Что происходит при нарушении остроты зрения
  • Методы диагностики
  • К какому врачу обратиться
  • Как лечить нарушение остроты зрения
  • Последствия
  • Профилактика нарушений остроты зрения

Причины нарушения остроты зрения

Врачи выделяют врожденные причины, которые провоцируют проблемы с остротой зрения, и негативные предрасполагающие факторы. К непосредственным физиологическим причинам относятся следующие:

  • для близорукости — кривизна роговицы, удлинение глазного яблока или сочетание этих факторов;
  • для дальнозоркости — кривизна роговицы, патологически маленький размер глазного яблока или сочетание причин.

К предрасполагающим факторам, которые могут спровоцировать плохое зрение, специалисты относят:

  • наследственную предрасположенность, проблемы со зрением у близких родственников;
  • ослабление тканей склеры, первичную слабость аккомодации;
  • общее ослабление организма из-за вредных привычек, неправильного питания с нехваткой витаминов в рационе, частые или хронические заболевания ЛОР-органов;
  • перенесённые родовые травмы и полученные во взрослом возрасте черепно-мозговые травмы;
  • неблагоприятные условия зрительной работы, в том числе частую работу за компьютером или просмотр телевизора, чтение лежа, в транспорте, в темноте, неправильное положение тела во время чтения и письма;
  • длительный приём лекарств, которые повышают внутриглазное давление и оказывают другие побочные действия на органы зрения.

Типы нарушений зрения

Проблемы с остротой зрения классифицируют на разновидности в зависимости от того, восприятие каких предметов страдает — расположенных близко или далеко. К первой группе относится все, что находится на расстоянии вытянутой руки и ближе, ко второй — дальше полутора-двух метров.

Близорукость

Патология также известна под названием миопия. При таком нарушении пациент теряет возможность различать предметы, которые находятся далеко от него. Чем сильнее близорукость, тем сложнее различать что-то вдали.

Механизм развития проблемы выглядит так: изображение предмета фокусируется не на сетчатке, как в здоровом глазу, а перед ней. Такая проблема может возникнуть при кривизне роговицы, удлинении глазного яблока или сочетании этих патологий. В группу риска входят дети школьного возраста, студенты и офисные работники, которые много времени проводят за документами и компьютером.

Дальнозоркость

Заболевание называют гиперметропией. Оно возникает, когда изображение предмета проецируется на область за сетчаткой, а не на нее. Это происходит из-за нарушения кривизны роговицы, патологического уменьшения размера глазного яблока или по обеим причинам сразу.

При лёгкой степени болезни пациент четко различает удаленные объекты, которые находятся дальше 1-2 метров от него, и плохо видит на расстоянии вытянутой руки. При тяжёлой степени патологии изображение становится нечетким как вблизи, так и вдали. У детей лёгкая дальнозоркость считается нормой, так как глазное яблоко еще не достигло нормального размера, и проходит с возрастом сама по себе. В группу риска развития патологической гиперметропии входят в основном пожилые люди.

Профилактика нарушений зрения

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. Чем больше мы видим, тем больше нам может предложить жизнь. Именно зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. А острота зрения, в свою очередь, зависит от того, насколько чётко оптические изображения фокусируются на сетчатке (внутренняя оболочка глазного яблока).

Несовершенство фокусирующих свойств глаза называется нарушением рефракции и измеряется в диоптриях. Роговица, хрусталик и стекловидное тело преломляют входящие в глаз лучи света и направляют их в определённую точку. Если эта точка находится перед или за сетчаткой, тогда изображение нечёткое. В первом случае это близорукость (миопия), а во втором — дальнозоркость (гиперметропия). К нарушениям рефракции также относится астигматизм и приходящая с возрастом пресбиопия.

Близорукость (миопия). По статистике миопией страдает каждый третий человек на Земле. От греческого myops –“щурящий глаза”. Люди, страдающие близорукостью, плохо видят отдалённые предметы, но хорошо — объекты, расположенные на близком расстоянии. До 18 лет причинами её развития являются быстрый физиологический рост глазного яблока в передне — заднем направлении, интенсивные зрительные нагрузки, зрительная работа на близком расстоянии (школьная миопия). Основными причинами близорукости после 20 лет могут стать перенесённые болезни глаз и вредные условия труда. Первыми признаками близорукости являются прищуривание, низкий наклон головы, стремление ребёнка сесть поближе к телевизору. При работе на близком расстоянии может возникать боль в глазах, головная боль. Прогрессирующая близорукость, если её не стабилизировать, переходит в миопическую болезнь (миопия высокой степени, больше 6 диоптрий). Последняя способствует таким заболеваниям, как отслоение сетчатки и глаукома (повышенное внутриглазное давление). Вот почему так важны уже в детском возрасте посещение офтальмолога 1-2 раза в год, профилактические мероприятия и коррекция ухудшения зрения с помощью очков и контактных линз.

Читайте также:  Инфекции глаз - полный список, симптомы, диагностика

Дальнозоркость (гиперметропия) — затрудненное зрительное восприятие близко расположенных предметов. В возрасте до 6-7 лет дальнозоркость присуща всем детям и обусловлена ростом глазного яблока, после — должна исчезнуть. Если этого не происходит, то можно говорить о наличие заболевания. Дети с дальнозоркостью быстро устают, плохо учатся, плохо спят, капризничают, не умеют сосредотачиваться на выполнении заданий. У взрослых гиперметропия проявляется быстрым зрительным утомлением при работе на близком расстоянии, мелкий текст начинает «расплываться», появляется желание отодвинуть лист бумаги для более четкого видения. Ранняя диагностика и назначение адекватной оптической коррекции (контактные линзы, очки) позволяют снизить риск возникновения неприятных осложнений дальнозоркости (“ленивый глаз”, косоглазие).

Астигматизм. Это особый вид оптического строения глаза. При астигматизме происходит искажение изображения на сетчатке глаза из-за неровностей роговицы и хрусталика. Астигматизм проявляется понижением зрения как вдаль, так и вблизи, снижением работоспособности, болезненными ощущениями в глазах при работе на близком расстоянии. Корригируется астигматизм специальными цилиндрическими очковыми и контактными линзами. Показаниями к его коррекции являются снижение остроты зрения, развитие и прогрессирование близорукости на фоне астигматизма, быстро нарастающее утомление глаз во время зрительной работы.

Пресбиопия. Это возрастное прогрессирующее снижение эластичности хрусталика, затрудняющее привычную ранее зрительную работу вблизи. При этом зрение вдаль остаётся сохранным. Корригируется это состояние также с помощью линз и очков. Но следует помнить, что пресбиопия не является заболеванием, ибо в её основе лежат процессы именно возрастных, а не патологических изменений в глазу.

Для всех нарушений рефракции характерная разная степень нарушения зрительных функций. Поэтому только врач-офтальмолог может определить необходимость и вид коррекции: с помощью очков, контактных линз или хирургическим методом.

Что вредно для нашего зрения?

Нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений рефракции. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях. Это такие факторы, как:

— питание, в частности недостаточность витаминов и минералов, излишнее поступление пищевых химических добавок;

— образ жизни – низкая физическая активность, курение, злоупотребление спиртными напитками, вредные условия труда на производстве;

— наследственный фактор – наследуется не плохое зрение, а физиологическая предрасположенность к нему.

— чрезмерная нагрузка на глаза — чтение в движущем транспорте, в слабо освещенном месте, в лежачем положении, многочасовое сидение за компьютером, телевизором; недостаточное освещение; неправильная посадка во время чтения, письма.

— заболевания , такие как ожирение, сахарный диабет, сколиоз, туберкулез, инфекционный гепатит, травмы головного мозга, заболевания носоглотки и полости рта (тонзиллит, гайморит, аденоиды.).

Как предупредить нарушения зрения? Начинать профилактику снижения зрительных функций надо с раннего детства и этот процесс должен быть комплексным. В два-три года, как правило, впервые проверяют остроту зрения ребенка. Посещение офтальмолога должно осуществляться ежегодно. При этом оцениваются бинокулярные функции, цветовое зрение, выявляется наличие близорукости или дальнозоркости. Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить возможные отклонения в развитии — ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, память, воображение. При выявлении патологии частота посещений офтальмолога увеличивается и зависит от выраженности изменений и рекомендуемых лечебных мероприятий. Строго выполняйте рекомендации лечащего врача.

Правильное питание: включайте в ежедневное меню цельное молоко, творог, натуральный кефир, отварную рыбу, постную говядину, курицу и индейку, морковь и свежую капусту, зелень, ягоды, фрукты и натуральные соки.

Физические на¬грузки: умеренные и регуляр¬ные, должны включать в себя хотя бы утреннюю гимнастику и ходьбу в умеренном темпе не реже 3-4 раз в неделю по 30-40 минут, а для школьников – уроки физкультуры.

Не рекомендуется: читать лежа, а также в транспорте, в положении лежа недостаточное освещение, на боку – из-за разного расстояния от глаза до текста — возможны головные боли и зрительное утомление; чтение в транспорте из-за вибрации сопровождается зрительным дискомфортом.

При искусственном освещении: настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты.

Соблюдать рациональный режим дня: сочетание учебы или работы с отдыхом и полноценным сном.

Режим труда, особенно связанного с напряжением зрения.

Неуклонно растущей проблемой для врачей-офтальмологов является нарушение зрения, связанное с длительной работой на компьютере. Но сегодня без компьютера не обходится практически ни одно предприятие и приходится приспосабливаться. Вот несколько советов для работающих за компьютером:

1) Центр монитора должен располагаться ниже горизонтальной линии взора на 10-25 см при оптимальной рабочей дистанции до монитора 50-70 см.

Читайте также:  Шапочка для новорожденного спицами идеи, схемы, описание

2) Освещение в помещении должно быть достаточным (ни в коем случае не следует работать с компьютером в темном или полутемном помещении) и равномерным. Если всё же используется дополнительное освещение — оно должно быть низкой интенсивности и не направлено в глаза и на экран.

3) Рекомендуемый угол между спинкой и сиденьем стула – чуть больше 90 градусов.

4) Не рекомендовано работать более 1 часа без перерыва и более 6 часов суммарно. Однако, учитывая современные условия труда, придерживаться данного требования невозможно. Поэтому американскими врачами-офтальмологами было предложено правило 20/20/20: пользователям рекомендовано делать 20-секундные перерывы каждые 20 минут и рассматривать при этом какой-либо предмет на расстоянии 20 фунтов(6 метров), что способствует максимальному расслаблению глазных мышц.

5) Также рекомендуется проводить короткие физкультурные паузы в течение 5 минут: перемещать взгляд вверх, вниз, прямо, влево;

6) медленно вращать глазными яблоками по часовой стрелке, против часовой стрелки; сильно зажмурить глаза, все мышцы лица и шеи напрячь. Затем часто поморгать 10-20 раз; легкими движениями нажимать пальцами рук на глазные яблоки через закрытые веки.

7) Возможно применение компьютерных очков, имеющих специальные светофильтры, оптимизируюшие спектральный состав видимого света.

8) Ношение контактных линз при работе с монитором нежелательно, т.к. это ещё больше способствует ухудшению питания роговицы и сухости глаз. Бороться с такими нежелательными проявлениями компьютерного синдрома помогают специальные увлажняющие капли, содержащие гиалуроновую кислоту.

Центр медицинской профилактики
КГКУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр»
министерства здравоохранения Хабаровского края

Нарушение зрения у школьников

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для учебы, отдыха, повседневной жизни. Таким образом, глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния человека.

Снижение остроты зрения у большого количества людей, в том числе у детей и подростков, стало серьезной проблемой в наше время. Необратимые изменения хрусталика появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время очень актуальна профилактика нарушения зрения у школьников. Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких. Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова, что снижает тягу к знаниям.

Факторы риска.

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни.

  • длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;
  • «отдых» у телевизора;
  • чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);
  • не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);
  • недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;
  • замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);
  • плохое освещение (избыток света или темнота);
  • неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);
  • несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);
  • стресс;
  • наследственность.
Основные виды нарушения зрения.

Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие.

  • Спазм аккомодации– чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.
  • Близорукость очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач).Тревожным сигналом для родителей, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.
  • Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.
  • Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.
  • Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
За какой партой должен сидеть ребёнок с плохим зрением?
  • если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребенок может сидеть за любой партой;
  • если острота зрения 0,4-0,6 – не далее 2 парты;
  • при зрении ниже 0,4 – только за первой партой.
Читайте также:  Боткинская больница официальный сайт Москва, адрес, как доехать
Меры профилактики.

Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно:

  • Не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, лучше отдайте его в спортивную секцию.
  • Для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание, можно отдать ребенка на танцы. Настольный теннис и занятия с мячомспособствуют тренировке глаз и развитию аккомодации.

Для того чтобы избежать расстройств в работе зрения, следует соблюдать несколько правил:

  1. Не перенапрягать зрением— в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (домашние занятия учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов-2 часов, старших школьников-не более 3-4 часов).
  2. Ограничить до минимума время работы за компьютером.
  3. Отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе.
  4. Вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон).
  5. Следить за гигиеной глаз.
  6. Избегать стрессов, не перегружаться.
  7. Создавать хорошее освещение рабочего места ребенка. Свет должен быть с левой стороны стола . У всех источников света должна быть примерно одинаковая цветовая температура).
  8. Употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо);
  9. Соблюдать правильную осанку;
  10. Расстояние от глаз до книги или монитора —должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным (расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м);
  11. Показывать ребенка раз в год офтальмологу(а если в семье есть родственники с миопией, то чаще);
  12. Если назначено ношение очков, обязательно носить их (если ребенок стесняется носить очки, то носить контактные линзы).
Гимнастика для глаз

Специальные упражнения — это профилактика, направленная на сохранение зрения и снятие напряжения глаз. Три минуты глазной зарядки в день помогут «натренировать» глазные мышцы. Подросткам, часами просиживающими за компьютером, такая тренировка необходима в первую очередь. С помощью мини-зарядки они могут даже улучшить качество зрения. А у тех, кто постарше, регулярное выполнение «глазного комплекса» поможет притормозить прогрессирующую близорукость и быстро снять усталость.

  1. Самый простой метод – рисовать глазами цифры.Для этого необходимо сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами «рисовать» воображаемые цифры максимально возможного размера. Сначала от «0» до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день. Через 10-12 дней можно начинать рисовать цифры от «0» до «10» и обратно.
  2. Расслабление с закрытыми глазами вспомнить приятные моменты жизни.
  3. Круговые движения— открытыми глазами по часовой стрелке, затем – против.
  4. Моргание – не менее 100 раз.
  5. «Темное расслабление»— положите ладони на закрытые глаза и постарайтесь добиться глубокого черного цвета.
  6. «Косые глаза» — сведите глаза к носу.
  7. «Близко-далеко» — переводите взгляд с близкого на дальний предмет.
Что лучше носить ребенку, линзы или очки?

Современные линзы обладают рядом преимуществ, они более физиологичны очков, удобнее их и создают единую оптическую систему с глазом. Через них проходит кислород и глаз сможет полноценно дышать. Так же ребенок будет чувствовать себя увереннее в психологическом плане. Лучше выбирать однодневные линзы, они более гигиеничны и комфортны. Некоторые дети категорически не принимают контактные линзы из-за процесса их использования. Хронические воспалительные заболевания глаз являются противопоказанием к ношению линз. Также необходимо делать перерыв в ношении линз при инфекционных заболеваниях (тонзиллит, ОРВИ, грипп и др.).

Очки это элемент комфорта и необходимости. При миопии слабой степени очки назначают только для дали, для постоянного ношения очки назначают только при миопии высокой степени. К выбору очков необходимо подходить не с меньшей ответственностью. Детям до 3-х лет необходимы очки из мягкого пластика на резинке, которая будет плотно охватывать голову и он спокойно может бегать и играть. Школьникам до 10 лет хорошо подойдут очки в жесткой пластмассовой оправ с пластиковыми линзами, они дольше не поцарапаются и не разобьются. Важно, что ребенок должен активно участвовать в выборе очков – лишь в этом случае он подберет то, что нравиться ему и будет носить их с удовольствием.

Чтобы техника не стала причиной ухудшения зрения, родители и дети должны понимать, как она может навредить. Вместо того чтобы запрещать ребенку пользоваться компьютером и гаджетом, необходимо объяснить, что не стоит держать близко гаджеты перед глазами или читать в транспорте.

Вылечить уже возникшую близорукость невозможно. Но при правильном подходе в 82% случаев можно стабилизировать остроту зрения. Это возможно только совместным трудом офтальмолога, родителей и маленьких пациентов. Любое подозрение на возникновение зрительных проблем у ребенка — повод для посещения окулиста.

Раннее обнаружение проблем – нередко гарантия полного избавления от них. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно.

Ссылка на основную публикацию
СМАС(SMAS)-лифтинг кожи живота — БИОМЕД Москва, СПБ, цена, фото, отзывы
Красота - добрая сила Блог о красоте, моде и стиле, парфюмерии, косметике, косметологии, уходе за собой, lifestyle, вкусной еде, домашнем...
Слеза Натуральная II инструкция по применению, показания
Натуральная слеза Состав В составе капель глазных содержатся активные вещества: декстран и гипромеллоза. Дополнительные составляющие: динатрия ЭДТА, натрия хлорид, калия...
Слезин глазные капли — инструкция, отзывы, аналоги и цена
Слезин : инструкция по применению Описание Опалесцирующий раствор без видимых частиц. Состав 1 мл лекарственного средства содержит: Действующее вещество: гипромеллоза...
Смекта — инструкция, состав, аналоги, показания, дозировка, противопоказания, цена — МедОбоз
Смекта: состав, показания, дозировка, побочные эффекты Состав и форма выпуска Действующее вещество Смекты – смектит диоктаэдрический. Также препарат содержит вспомогательные...
Adblock detector