Сетевое издание Медицина и образование в Сибири

Часть II. Основы нейропсихологии.

Раздел 2. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия — одна из наиболее актуальных проблем естествознания. Первые данные о латерализации функций относятся еще к школе Гиппократа, когда наблюдались и описывались связи между односторонними ранениями головы и контралатеральными конвульсиями. К началу XIX в. накопилось достаточно много фактов о неравнозначности левого и правого полушарий мозга. Анатомические данные, полученные в институте мозга АМН, а также результаты зарубежных авторов свидетельствуют о том, что уже у некоторых животных (крыс, кошек, обезьян) длина сильвиевой борозды в левом полушарии больше, чем в правом. У человека эти различия выражены более отчетливо. Так, зона Вернике (верхние отделы вторичных зон височной области) в левом полушарии на одну треть больше симметричной ей зоны правого полушария, нейроны левого полушария (у правшей) крупнее нейронов правого полушария и даже диаметр кровеносных сосудов в левом полушарии больше чем в правом. Есть сведения о различиях в организации левого и правого таламуса, левого и правого хвостатого ядра в тех ядрах таламуса, которые связаны с речью.

Еще более убедительны физиологические данные: при регистрации вызванных потенциалов они сначала отмечаются в правом полушарии, а потом постепенно охватывают левое. Предполагают, что это связано с разными способами переработки информации (правое осуществляет ее целостно и одновременно, а левое — аналитически и последовательно). Доказано, что левое полушарие активизируется при выполнении одних задач, а правое — других /4, 12, 44/. С помощью метода вызванных потенциалов, возникающих при звуках человеческой речи у новорожденных, получены данные о том, что у девяти из десяти детей амплитуда реакции в левом полушарии заметно больше, чем в правом, а при неречевых звуках <шум или музыкальные аккорды) - у всех десяти младенцев амплитуда вызванных потенциалов выше в правом полушарии /38/. Все это убедительно свидетельствует о том, что лево-правая асимметрия характерна для нормы и особенно отчетливо проявляется в условиях психической деятельности.

Клинические наблюдения подтверждают полученные факты: речевые нарушения возникают преимущественно при поражении левого полушария, в то время как поражение правого приводит к появлению своеобразного симптомокомплекса, включающего нарушение схемы тела, выпадение поля зрения, нарушение пространственной ориентировки и т. д.

Все эти данные (анатомические, физиологические, клинические) убедительно свидетельствуют о неравнозначности структур и функций левого и правого полушарий.

Е. Д. Хомская, изучая историю функциональной асимметрии мозга /44/, утверждает, что эта теория прошла несколько этапов в своем развитии. В основе первой классической концепции функциональной асимметрии лежало положение об абсолютной противоположности функций правого и левого полушарий. Считалось, что левое полушарие полностью доминантно по речи и всем психическим процессам, а правому отводилась подчиненная роль в организации психической активности. При этом, по Дж. X. Джексону, сама доминантность понималась как ведущая роль левого полушария.

К середине XIX в. интерес исследователей переместился с изучения левого полушария мозга на правое. Теория функциональной асимметрии, подкрепленная новыми данными, получила название — «концепция относительной доминантности». В ее основе по-прежнему лежала идея противоположности функций левого и правого полушарий и утверждалось представление об относительной доминантности левого полушария по отношению к речевым функциям, а также опосредованным речью психическим процессам (у правшей) и относительной доминантности правого полушария в организации невербальных гностических функций. Для этого подхода характерна идея глобальной асимметрии, предполагающая взаимосвязь между большей активностью одного полушария и доминированием контралатеральной руки, ноги, глаза и т. д.

В настоящее время проблема межполушарной асимметрий рассматривается как проблема функциональной специфичности полушарий, как проблема своеобразия того вклада, который вносит каждое полушарие в организацию любой психической функции. В этом принимает участие как левое, так и правое полушарие, но при этом каждое вносит свой специфический вклад. Под функциональной асимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушария мозга в осуществлении психических функций /44/. Такому подходу свойственны следующие положения:

— функциональная асимметрия носит не глобальный, а парциальный характер. Выделяют моторные асимметрии (мануальную, ножную, оральную, глазодвигательную и т. д.), сенсорные (зрительную, слуховую, тактильную) и психические (асимметрия организации речи и других психических функций). В разных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков;

— каждая конкретная форма функциональной ассиметрии отличается своей степенью, мерой выраженности. Можно говорить о сильной или слабой асимметрии;

— функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека есть продукт действия биосоциальных структур. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации являются врожденными, но по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

Второй аспект проблемы межполушарной асимметрии, не менее важный, но менее изученный — это вопрос межполушарного взаимодействия. Долгое время считалось, что оба полушария мозга абсолютно самостоятельны и представляют собой такой же парный орган, как почки или легкие. Но работы Роджера Уолкотта Сперри по перерезке комиссур мозга показали, что при нарушении взаимосвязи между левым и правым полушариями возникают серьезные нарушения психических функций. Результат перерезки комиссур мозга (мозолистого тела), получивший название «Модель расщепленного мозга», характеризуется триадой симптомов /36, 44/:

— аномия, проявляющаяся в нарушении способности давать отчет обо всех видах сенсорной информации, поступающей в правое полушарие;

— дископия-дисграфия, для которой характерно нарушение письма и конструктивной деятельности при выполнении их одной (правой или левой) рукой;

— нарушение координации движений.

Эксперименты показали, что при частичной перерезке мозолистого тела эти симптомы проявляются не полностью. Это связано с тем, что мозолистое тело не является однородным органом, а представляет собой дифференцированную систему, различные участки которого выполняют разные функции в механизмах межполушарного взаимодействия. При частичной перерезке отдельных участков мозолистого тела возникают нарушения только одной модальности /41, 44/. Кроме того, при частичной перерезке мозолистого тела отмечается сравнительно быстрое восстановление психических функций.

Работы под руководством Э. Г. Симерницкой /34/ показали, что процессы межполушарного взаимодействия у детей протекают иначе, чем у взрослых. У детей синдрома расщепленного мозга не наблюдается, поскольку мозолистое тело созревает достаточно поздно (примерно к двадцати годам).

Читайте также:  Противоэпидемические мероприятия — Медицинская энциклопедия

Системный характер психической деятельности состоит в дифференцированном участии различных мозговых образований и полушарий мозга в организации высших психических функций. Ни одно полушарие не может быть рассмотрено как доминирующее по отношению к какой-либо функции или деятельности. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, которое оно вносит в организацию психической функции /36, 41, 44/. Таким образом, можно сказать, что межполушарная организация психических процессов основана на единстве двух факторов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в психической деятельности человека.

Контрольные вопросы

1. В чем проявляется анатомическая асимметрия мозга?

2. В чем проявляется функциональная асимметрия мозга?

3. Почему функции правого полушария изучены меньше, чем функции левого полушария?

4. Для какого этапа в развитии теории функциональной асимметрии мозга характерны идеи обязательного переучивания левшей?

5. В чем заключается парциальный характер межполушарной асимметрии?

6. Что такое комиссуры мозга?

7. Что такое «синдром расщепленного мозга»?

8. Чем отличается межполушарное взаимодействие у детей?

9. Как проявляется аномия при частичной перерезке мозолистого тела?

10. До какого возраста идет становление межполушарных связей?

Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия

Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия — одна из наиболее актуальных проблем естествознания. Данная проблема разрабатывается разными дисциплинами: нейропсихологией, нейроанатомией, нейробиологией, нейрофизиологией.

Одним из основных принципов функционирования полушарий большого мозга является асимметрия. Первые представления о функциональной роли межполушарной асимметрии возникли лишь тогда, когда удалось установить локализацию нервных центров речи (моторного — центра Брока и сенсорного центра Вернике в левом полушарии). Как показывают результаты изучения расщепленного мозга, левое полушарие в основном ответственно за язык и речь, а правое управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом. В других исследованиях выявляются тонкие различия в способах переработки информации двумя полушариями. Как полагают, левое полушарие осуществляет ее переработку аналитически и .последовательно, а правое — одновременное целостно. Каждое полушарие, видимо, имеет свои слабые и сильные стороны и каждое вносит свой вклад в мышление и сознание. Процесс формирования межполушарной организации психических процессов, специфического вклада каждого полушария в осуществление психической деятельности имеет название латерализация функций.

Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе до 14—16 лет, достигает выраженности к зрелому возрасту (40-бОлет) и постепенно нивелируется к старости (после 60 лет). У детей до 12 лет поражения левого полушария мозга не сопровождаются характерными нарушениями речевых функций (как у взрослых), так как не произошло разделения на доминантное и субдоминантное полушария.

Процесс латерализации в онтогенезе идет нелинейно, с чередованием доминирования правого и левого полушарий, с постепенным переходом от дублирования функций к их полушарной специализации.

Два мозговых полушария обладают специализированными функциями, но в интактном мозге они работают вместе, обусловливая поразительную приспособляемость человека и его необыкновенные способности к решению задач. Человек с неповрежденными связями между двумя полушариями при необходимости решить какую-либо задачу выбирает определенную стратегию. Он может, например, сконцентрировать свое внимание на звуках, поступающих в то или другое ухо, или избрать стратегию, опирающуюся на зрительные представления, а не просто на переработку вербальной информации. Например, чтобы запомнить пару слов «кабан-чемодан», можно несколько раз повторить их в уме (активация левого полушария), а можно мысленно представить себе свинью, несущую чемодан (активация правого полушария).

В связи с особым интересом к функциям разных полушарий возникал вопрос, нет ли каких-то анатомических или физиологических различий между полушариями, которые позволяли объяснить их специализацию. До недавнего времени считалось, что два полушария идентичны. Однако исследования, проведенные в последние два десятилетия, показали, что это не совсем так.

В настоящее время получено большое количество данных о неравнозначности левого и правого полушарий головного мозга. К ним относятся анатомические, физиологические данные, материалы наблюдений за больными, имеющими сходные поражения левого и правого полушарий.

Анатомические данные, полученные в Московском Институте мозга АМН, а также результаты зарубежных авторов свидетельствуют, что у животных (крыс, кошек, обезьян) имеются анатомические различия в строении левого и правого полушарий мозга. Наиболее отчетливые различия наблюдаются в височной области.

Сотрудниками этого же института (Е.П.Кононовой, И.А.Станкевич, С.М.Блинковым) еще в 30-40-е годы были обнаружены структурные различия полей левого и правого полушарий головного мозга человека.

Отмечается морфологическая асимметрия сосудов средней мозговой артерии в левом и правом полушариях. По данным И.Н.Боголеповой и сотрудников, более чем в 54% случаев длина левого полушария превышает длину правого. В других -исследованиях был обнаружен еще ряд проявлений асимметрии, большая часть которых коррелирует с функциональной право- или леворукостью (таблица).

Изучение структуры полей у человека на нейронном уровне выявило латеральные различия. Установлено, что размеры нейронов 3-го и 5-го слоев в полях 44-ом и 45-ом в левом полушарии больше, чем в правом, как и гигантские пирамидные клетки Беца в 5-ом слое 4-го моторного поля в левом полушарии превышают те же нейроны в правом полушарии.

Имеются данные о морфологическом различии в организации левого и правого таламуса, левого и правого хвостатого ядра в тех ядрах таламуса, которые связаны с речевыми функциями.

Таким образом, можно убедиться, что морфологические различия между полушариями являются структурной основой функциональных различий.

Межполушарная асимметрия мозга является объектом многочисленных физиологических исследований. Многими авторами изучаются ЭЭГ-проявления функциональной межполушарной асимметрии мозга, как в состоянии покоя, так и во время психической деятельности. При изучении межполушарных различий ЭЭГ в состоянии покоя одни исследователи отмечают большую выраженность депрессии альфа-ритма в левом полушарии по сравнению с правым, другие считают альфа-компоненты спектра ЭЭГ симметричными. Однако при интеллектуальной деятельности межполушарная асимметрия по показателям альфа-ритма усиливается. Во время интеллектуального напряжения выраженность альфа-ритма по амплитуде, индексу или суммарной энергии в левом полушарии ниже, чем в правом.

Видное место в физиологическом изучении межполушарной асимметрии мозга занимает метод регистрации вызванных потенциалов (ВП). Вызванные потенциалы — биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на внешнее раздражение и находящиеся в строго определенной временной связи с началом его действия. Этот метод позволяет измерять реакцию мозга на раздражители. Например, когда человек видит вспышку света, в зрительной области коры почти одновременно возбуждается большое число нейронов, что ведет к изменению мембранных потенциалов у миллионов нервных клеток. Величина этого вызванного потенциала столь значительна, что ее могут зарегистрировать электроды, приложенные к коже головы. Поскольку электроды регистрируют также и случайную активность мозга, для точного измерения вызванного потенциала требуются неоднократное предъявление стимула и обработка полученных данных с помощью компьютера.

Читайте также:  Релиф мазь применение при геморрое

С помощью метода вызванных потенциалов, возникающих при звуках человеческой речи у младенцев, которым едва исполнилась неделя, получены данные о том, что асимметрия строения мозга у новорожденных отражает функциональные различия. У 9 из 10 детей амплитуда реакции в левом полушарии заметно больше, чем в правом. При неречевых звуках — шуме или музыкальных аккордах — у всех 10 младенцев амплитуда вызванных потенциалов была выше в правом полушарии.

При исследовании взрослых людей в ответ на зрительные стимулы ВП в задних отделах правого полушария опережает по времени ВП в левом полушарии, что расценивается как доказательство того, что в правом полушарии осуществляется первичный зрительно-пространственный анализ стимулов.

По другим данным, ВП в правой височной области в ответ на зрительное структурное изображение характеризуется более богатым составом ранних составляющих, чем в левом полушарии. Уровень межполушарной асимметрии ВП (при прочих равных условиях) зависит от характера стимула и области регистрации ответа: при предъявлении и вербальных, и пространственно-структурных стимулов асимметрия ВП максимально выражена в височных областях коры.

Эти и многие другие физиологические данные свидетельствуют о том, что лево-правая асимметрия биопотенциалов характерна для нормы и проявляется особенно четко в условиях психической деятельности. Асимметрия потенциалов носит региональный характер и зависит от характера выполняемой деятельности. Несомненна связь типа и степени асимметрии биопотенциалов с индивидуальным «профилем латеральности» испытуемого. Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга дают богатый фактический материал о функциональной неравноценности полушарий.

Начиная с открытия П. Брока «моторного центра» слов в левой нижне­лобной области и до настоящего времени клиника локальных поражений дает все новые разнообразные доказательства функциональной асимметрии полушарий. К ним относятся, прежде всего, многочисленные данные о появлении речевых нарушений (афазий) преимущественно при поражении левого полушария мозга; факты о ведущей роли левого полушария в осуществлении не только речевых, но и других, связанных с речью функций.

Результаты этих исследований обобщены в работах А.Р.Лурия, в которых на большом клиническом материале обосновывается функциональное значение различных отделов левого полушария головного мозга в организации высших психических функций. Специальному анализу подвергались клинические материалы о связи между доминантностью полушария по речи и ведущей рукой. Выяснилось, что далеко не во всех случаях эти функции совпадают и что возникновение афазии при поражении полушария, противоположного ведущей руке, наблюдается лишь у правшей, но не у левшей и не у амбидекстров.

Клинические наблюдения специфики нарушений психических функций при локальных поражениях левого и правого полушарий за последние годы подкрепляются и специальными исследованиями с использованием хирургических методов, направленных на «расщепление мозга», метода односторонней электрошоковой терапии, метода Вада (введение амитала натрия в одну из сонных артерий). Данные методы дают новые возможности для изучения функций левого и правого полушарий мозга и роли различных, объединяющих их комиссур.

Теория функциональной асимметрии мозга прошла несколько этапов развития.

На первом этапе многие ученые считали, что левое полушарие является полностью доминантным по речи, мануальным функциям, а также другим высшим психическим процессам. Правому полушарию отводилась второстепенная, подчиненная роль в реализации всех психических процессов. Концепция левополушарной доминантности была основана на положении об абсолютной противоположности функций левого и правого полушарий мозга, при этом сама доминантность понималась как исключительная роль левого полушария в обеспечении речи и других, связанных с речью высших психических функций.

Накопление фактов относительно участия правого полушария головного мозга в речевой деятельности, а левого — в невербальных, перцептивных формах психических процессов пошатнуло концепцию абсолютной доминантности левого полушария.На смену ей пришли представления об относительной доминантности левого полушария (у правшей) по отношению к речевым функциям и опосредованным речью психическим процессам и относительной доминантности правого полушария в реализации невербальных гностических функций.

Сейчас проблема функциональной асимметрии полушарий по отношению к вербальным и невербальным функциям изучается, прежде всего, как проблема функциональной специфичности полушарий, т.е. как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Функциональная специфичность левого и правого полушарий по отношению к разным функциям изучена в разной степени.

Проблемы межполушарной асимметрии мозга

Межполушарная асимметрия ― неравноценность, качественно различие того «вклада», который делает каждое полушарие в каждую психическую функцию. Различия в мозговой организации ВПФ, в левом и правом полушариях мозга.

Это направление возникло на экспериментальных фактах, что левое и правое полушарие неравнозначно обеспечивают психические процессы. Функциональная асимметрия ― разное по характеру и функциям участие левого и правого полушария в мобилизации психической функции.

1. Проблема парциальности функциональной асимметрии.

Каждая форма асимметрии может быть выражена количественно, с помощью коэффициента асимметрии. Каждый профиль асимметрии отражает специфику структурно-функциональной организации мозга конкретного человека. На основе сочетаний парциональных асимметрий показана возможность построения классификации функциональной организации мозга.

2. Проблемы роли каждого полушария в их совместной работе

Пример дихотомий. Выполнение полушариями разных функций: левое полушарие ― вербальная, последовательная, абстрактная, европейская; правое ― невербальная, синтетическая, конкретная, азиатская. Зрительное и слуховое восприятие. Слуховое — одномоментное осознание после окончания фразы, зрительное — не одномоментное .

Механизмы, которые специфичны для левого или правого полушария, но необходимые для того, чтобы обеспечить процесс в обоих полушариях.

Произвольное и непроизвольное выполнение функций. Левое и правое полушария по-разному принимают участие. Левое полушарие доминирует по речи и обеспечивает речевую деятельность, т.е. контролирует высшие речевые формы произвольной регуляции любого вида психической деятельности. Правое полушарие связано с непосредственно протекающими чувственными аспектами психической деятельности, т.е. обеспечивает непроизвольную автоматизированную сторону этой деятельности. При исследовании речи при поражениях левого полушария нарушаются неавтоматизированные формы устной и письменной речи. Левое полушарие — нарушаются следы памяти. Правое — нарушается непосредственно запоминание.

Читайте также:  Методы психосоциальной коррекции личности

3. Проблема развития и формирования функциональной асимметрии.

До определенного возраста полушария эквипотенциальны, их дифференцировка завершается в период полового созревания (Ленненберг: человек, достигший полового созревания, не может выучить иностранный язык как родной, так как латерализация уже произошла.) Зарегистрированы анатомические различия между левым и правым полушариями как у новорожденных, так и у др. детей. Зона Вернике и зона Брока в правом полушарии отличаются от аналогичных в левом.

4. Проблема левшества.

Три группы теорий: а) генетические теории: левшество обусловлено генетическими механизмами. б) социо-культурные: большая праворукость обусловлена культурными условиями, в которых растет ребенок. в) патологические теории, которые рассматривают левшество как результат травмы на различных этапах пренатального и постнатального развития. Речь нарушается у левшей как при поражении левого полушария (40%), так и правого (20%), в билатеральном (40%). Но у левшей наблюдается неспецифический характер речевых нарушений. Нет четкого соотношения симптомов с соответствующей локализацией, как у правшей. Речевые нарушения развиваются быстрей, чем у правшей. До одного года 52% правшей, 47% левшей; до 2 лет 70% правшей, 70% левшей; к 7-и годам 85% правшей, 12% левшей; к пубертатному периоду — 90% правшей, 8% — левшей.

5. Проблема расщепленного мозга.

Синдром расщепленного мозга разделен на два основных синдрома : 1) Синдром аномии ― больной не может назвать стимулы, поступающие в правое полушарие, когда стимул передается в левое полуполе зрения или в левую руку. Если стимул сметит полушарие, то он ощутим и называем. 2) Синдром дисконии и дисграфии : человек не может писать левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать или срисовывать правой.

Эти модели можно рассматривать на следующих клинических моделях ―

— Проба Вада: в левую или правую сонную артерию вводят амитал натрия, который оказывает наркотизирующее действие на клетки головного мозга, следовательно, дезорганизуется деятельность одного полушария, и по ошибкам в разных родах деятельности судят о наличии центров в одном из полушарий ― какое ведущее в данной деятельности.

— Модель с расщеплением мозга. Операция по рассечению мозолистого тела или врожденная опухоль.

— Электрошоковая терапия ― специальное лечение эпилептических припадков ― электрическое воздействие наносится на левую или правую часть скальпа, следовательно, на время дезорганизуется левое или правое полушарие.

Нарушение пространственного гнозиса.

Значительную роль в пространственной ориентировке играет зона ТРО (см.), ответственная за симультанный анализ и синтез поступающей информации разных модальностей. Соответственно, ее поражение вызывает различные формы оптико-пространственных нарушений:

нарушения сложных символических пространственных функций.

Больной с поражением ТПО неловко ориентируется в пространстве (особенно право-лево), нарушается движение, речь, восприятие; он не понимает схемы, принципы действия приборов, логико-грамматические конструкций фраз и т.д.

По данным Кок, нарушения зрительно-пространственных функций могут возникать при поражении как ЛП, так и ПП:

Пространственное мышление при поражении ЛП: нарушение категориального анализа (ЛП – концептуальные пространственные представления – решает задачи, требующие координатных представлений о пространстве) .

Пространственное мышление при поражении ПП: нарушение непосредственных симультанных синтезов пространственных отношений (ПП – перцептивные перцептивные представления – решает задачи, требующие сохранности топологических пространственных отношений).

В ориентировке в пространстве участвуют различные анализаторные системы, в том числе зрительная, звуковая. Важнейшей системой среди них является зрительная.

Зрительная. Нарушения пространственного гнозиса возникают при поражениях вторичных полей коры. К таким нарушениям относится оптико-пространственная агнозия (затылочно-теменные отделы; трудность ориентации в пространственных признаках предмета или окружающей среды, лево-право, низ-верх, больше-меньше, дальше-ближе), односторонняя пространственная агнозия (затылочные области и лобные доли ЛП; игнорируется все, что слева, нарушение зрительной афферентации пространственно организованных движений).

Слуховая. С ее помощью определяются:

направление звука (верх-низ, право-лево, спереди-сзади);

угол отклонения звука от средней линии;

степень удаленности источника звука.

Не забудь сказать про слепых людей, которые ориентируются в пространстве в основном с помощью слуха!

(Тактильная). Ощупывание предмета позволяет опознать его по таким параметрам, как объем, вес, тип поверхности. Это ведь тоже важно для ориентировки в пространстве? Тогда, в принципе, можно сказать про астереогнозы (хотя напрямую с пространственным гнозисом это не связано).

Роль подкорковых структур мозговой организации ВПФ.

Корковые и подкорковые структуры играют важную и специфическую роль в психической деятельности при ведущем участии коры больших полушарий. В целом все ВПФ имеют горизонтальную (корковую) и вертикальную (подкорковую) мозговую организацию.

Нарушение экспрессивной речи. (см.2)

Значение нейропсихологии для клинической практики.

… безусловно велико! Сложно представить современную клиническую практику без достижений нейропсихологии, поскольку для лечения заболевания необходимо знание глубинных процессов, происходящих в различных образованиях мозга! Более того, существует направление нейропсихологической науки – клиническая нейропсихология, которая изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка мозга, и сопоставляет их с общей клинической картиной заболевания! Было установлено, что поражение той или иной зоны мозга приводит к появлению первичных симптомов и вторичных, системных влияний данного дефекта на всю ФС или на несколько ФС L.

Луриевские методы диагностики*. А.Р.Лурия разработал нейропсихологические методы изучения ВПФ, ставшие основным инструментом клинической диагностики локальных поражений мозга. Эти методы направлены на изучение:

познавательных процессов (речь, восприятие, память, мышление)

произвольных движений и действий (элементарных и сложных)

личностных характеристик, проявляющихся в поведении.

Методы Лурия позволяют охарактеризовать состояние изучаемых функций и à более тонко, чем технические средства диагностики, отражают патологическое состояние различных мозговых структур ответственных за эти функции. Они основаны на Лурийско-Выготской теории системной динамической локализации ВПФ.

Их применение в клинике. Сначала они использовались только для изучения травматических и опухолевых поражений мозга, позже – для изучения его сосудистых поражений. Тут-то и выяснилось, что эти методы выявляют не только грубые изменения мозговой ткани, но и сравнительно тонкие изменения, связанные с нарушением кровотока. Эти методы распространены в клинике инсультов, стереотаксической клинике (контроль за эффективностью операций и выбора хирургической тактики), клинике локальных поражений мозга у детей (известно, что нейропсихологическая симптоматика в детском и взрослом возрасте различна) и т.д..

Форма нарушения тактильного гнозиса.

Уровни тактильного анализатора:

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 1280 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Сера в ушах о чем хотелось узнать, но стеснялись спросить
Что делать, если у ребенка в ухе серная пробка? Почему появляются серные пробки? Симптомы Можно ли вытащить пробку в домашних...
Сделать компьютерную томографию коленного сустава в Москве, цена
КТ стопы в Москве Томограф Philips Brillians 16 срезов Вес пациента: до 120 Закрытый томограф GE Brivo CT385 16 Томограф...
Сделать МРТ голеностопного сустава в Москве — цена от 2900 руб
МРТ голеностопного сустава Записаться на МРТ Магнитно-резонансная томография (МРТ) голеностопного сустава обеспечивает высокое качество визуализации структур этого сустава, что помогает...
Сервонекс таблетки купить в Ташкенте
Авонекс ® (Avonex) Действующее вещество: Содержание Состав и форма выпуска Характеристика Фармакологическое действие Фармакодинамика Фармакокинетика Показания препарата Авонекс Противопоказания Применение...
Adblock detector