Российская государственная библиотека для молодежи

Алалия

Алалия — органическое нарушение (недоразвитие) речи центрального характера. При алалии у детей запаздывает созревание нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Это нарушение может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Доречевым периодом принято считать первые три года жизни ребенка, когда происходит интенсивное формирование клеток коры головного мозга и ребенок пользуется речью еще очень малый промежуток времени. Мозговые системы, наиболее значимые для речевой функции, не прекращают своего развития после окончания внутриутробного периода, а продолжает развиваться после рождения ребенка.

Черепно-мозговые травмы во время родов и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии в некоторых случаях бывают последствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание. Клетки мозга, являются наиболее чувствительными к кислородному голоданию. Поражается тот слой коры головного мозга, который обеспечивает формирование высших корковых функций человека, в первую очередь — речи и психики.

Причинами так же могут быть внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикация плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.

Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения.

Алалия один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной вся речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические (смысловые) дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

Алалия наблюдается у детей с сохранными периферическим (физиологическим) слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности.

Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими. А это в свою очередь приводит к постепенному отставанию в умственном развитии, которое в данном случае носит вторичный характер. Дети — алалики существенно отличаются от умственно отсталых, по мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.

При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств, при алалии преобладающими являются языковые нарушения. Среди неречевых расстройств выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

У алаликов серьёзно снижена работоспособность, внимание, они быстро утомляются, устают даже после непродолжительной умственной работы, они раздражительны. Часто при выходе из алалии у детей возникает заикание.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две основные формы алалии: моторную и сенсорную.

Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная — с нарушением речеслухового анализатора. Однако такое деление в настоящее время уже не исчерпывает всего многообразия проявлений алалии у детей.

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Причины возникновения моторной алалии:

Родовые травмы и асфиксии.

Внутриутробные энцефалиты и менингиты.

Неблагоприятные условия развития.

Внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга.

Болезни раннего детства с отягощением на мозг.

Моторная алалия не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС.Отдельные проявления моторной алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребёнка на более ранней стадии.

Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

Симптомы моторной алалии:

Дети, страдающие этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи моторных алаликов изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).

Так же имеются нарушения смысловой стороны речи. В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря, в то время как глагольный словарь резко ограничен, как понимание глаголов, так и использование в речи.

Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например — трашет – трактор пашет.

Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги. Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровнена (знают в основном названия предметов).

Наблюдаются выраженные неврологические нарушения:

· Оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка).

· Общая моторная неловкость, у детей с моторной алалией нарушено равновесия.

· Нарушение мелкой моторики.

· Признаки минимальной мозговой дисфункции.

· выраженные вегетативно-сосудистые изменения.

· Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить).

· Психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы.

· Неравномерно формируются высшие психические функций (память, внимание, мышление и т. д.).

· Локальные поражения коры головного мозга затрагивают и близ лежащие речевые зоны.

Читайте также:  Сдать аллергопробы в Москве цены, расшифровка – Кожные провокационные тесты – Анализы на аллергены

· Затруднено программирование своих действий, наблюдается снижение произвольности действий.

· Дети бывают заторможены, но чаще расторможены и импульсивны.

· Плохо адаптируются к условиям, которые их окружают.

· Присутствует выраженная несформированость игровых действий.

· Дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.

В последнее время логопеды и неврологи диагноз моторная алалия ставят гораздо чаще, чем он имеет место быть. Моторная алалия нечто вроде расхожего диагноза ОРВИ и ОРЗ, все не говорящие дети автоматически записываются в моторные алалики, хотя таковыми являются далеко не всегда.

Ребенок с сенсорной алалией имеет сохранный слух и способности к развитию активной речи, но у него имеется разрыв между значением и звучанием слов, и, как следствие, понимание речи окружающих затруднено. Дети не понимают речь, не пользуются ею, что вызывает сопутствующие нарушения – затруднены контакты с окружающими людьми, зрительного восприятие искажено, происходит задержка умственного развития и т.д.

Таким детям, как правило, ставится неверный диагноз: олигофрения, аутизм, тугоухость и т.д., и разумеется проводимая коррекция будет неадекватной.

У детей с сенсорной алалией, отмечается невнимательность к звукам, они могут слышать тихие звуки, а могут совсем не реагировать на звуковые раздражители, с большим трудом заучивают отдельные слова и с трудом удерживают их в памяти, их пассивный словарь обогащается медленно, возникает разрыв между называемым предметом и пониманием слова, его обозначающего.

Иногда дети лучше воспринимают речь окружающих утром — после сна рабочая функция коры мозга выше, а к вечеру по мере нарастания утомления понимание речи такими детьми значительно ухудшается. Реже происходит наоборот, дети лучше воспринимают речь вечером, когда после ночного сна действует тормозной фон, а к вечеру, восприятие несколько улучшается, клетки мозга в включаются в рабочий ритм.

Увеличение громкости обращенной речи не улучшает понимание у детей с сенсорной алалией, это позволяет отличить их от слабослышащих детей. Сильные раздражители вызывают запредельно охранительное торможение в коре головного мозга, и недоразвитые клетки выключаются из деятельности. Тихая спокойная речь воспринимается ребёнком значительно лучше, чем громкая речь, крик. Использование слуховых аппаратов, у сенсорных алаликов не улучшает восприятие речи, в то время как у слабослышащих функция восприятия значительно улудшается.

У детей с сенсорной алалией часто присутствует гиперакузия (повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, звук капающей воды, тихий скрип и т. д). Здоровые люди слышат такие звуки, но не реагируют на них, за исключением моментов утомления, раздражения. Дети с сенсорной алалией воспринимают эти звуки обостренно, и очень болезненно на них реагируют: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятные ощущения.

Дети, страдающие сенсорной недостаточностью, обладают высокой речевой активностью.

У них наблюдается логоррея — ребенок бессвязно воспроизводит все известные ему слова. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания, услышанные им ранние или в данный момент. Произнесенные таким образом слова и словосочетания не осмысливаются и не закрепляются.

Ребенок с сенсорной алалией с упоением слушает собственную речь, интонацию своего голоса. Речь сенсорного алалика сопровождается живой мимикой и жестами, имеет выразительную интонацию.

Дети сенсорной алалией не способны контролировать собственную речь. Высказывания ошибочны по форме и не точны по содержанию, часто бывает трудно понять, о чем так горячо он говорит. Обильно присутствуют парафразии (замены), элизии (пропуски звуков, частей слова) персеверации, контаминации (части разных слов соединяются друг с другом). В целом, речь ребенка с сенсорной алалией – это повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью. Грубо нарушенная речь при сенсорной алалии не может использоваться как средство общения.

Также у сенсорных алаликов наблюдаются нарушения личности; разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности такого ребенка.

Итог таков, что у детей с сенсорной алалией нарушена не сама возможность развития речи, а преимущественно возможность обучаться речи на основе слуха, что является ведущим фактором в определении специфики коррекционной работы с этой категорией детей.

Алалия

Алалия — это отсутствие или системное недоразвитие речи, обусловленное органическими поражениями речевых зон коры головного мозга у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Речевые нарушения при алалии проявляются:

  • Трудности в понимании обращенной речи;
  • Бедность активного словаря, медленное и искаженное его развитие;
  • Активное использование жестов взамен слов;
  • Позднее формирование грамматического строя. Ребёнок не согласовывает слова в роде, числе и падеже, путает окончания и т. п.
  • Отклонения в воспроизведении слогового состава слова;
  • Трудности построения речевого высказывания, использование простых повествовательных или побудительных предложений.

Помимо речевых нарушений существует неречевая симптоматика, которая должна насторожить родителей и послужить поводом для обращения к неврологу:

  • Общая моторная неловкость, дискоординация, замедленность или расторможенность движений;
  • Повышенные затруднения развития мелкой моторики;
  • Неустойчивость внимания, трудности его удержания и переключения;
  • Недоразвитие высших психических функций таких как память, мышление;
  • Недостатки в развитии конструктивного праксиса.

Что делать, если у ребенка задержка алалия?

Пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

  • логопед;
  • дефектолог;
  • невролог.

Причины возникновения алалии:

  • родовые черепно-мозговые травмы;
  • асфиксии новорожденных;
  • внутриутробные или ранние прижизненные инфекции с осложнением на головной мозг;
  • истощения центральной нервной системы при тяжелых соматических заболеваниях, рахите;
  • неблагоприятные условия развития;
  • курение, алкоголизм, наркомания родителей.

Механизмы алалии:

  • сенсомоторные (речевое недоразвитие связано с патологией сенсомоторных функций – слуховой агнозией и апраксией);
  • психологические (речевое недоразвитие связано с патологией развития восприятия, фонематического анализа и синтеза, словесно-логического мышления);
  • языковые (речевое недоразвитие связано с нарушением языковых операций процессов восприятия и порождения речевых высказываний).

Классификации алалии:

  • моторная алалия;
  • сенсорная алалия;
  • смешанная алалия.

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.

Формы моторной алалии:

  • афферентная моторная алалия;
  • эфферентная моторная алалия.

Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам.

Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.

Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия». Таким образом, отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.

Читайте также:  Можно ли есть хлебцы при похудении Какие хлебцы лучше выбрать и в чем их польза

Симптомы при моторной алалии:

  • Бедный активный словарь, медленное и искаженное его развитие:
    1. ограничение словаря обиходно-бытовым уровнем;
    2. трудность актуализации имеющихся лексических единиц в собственной речи;
    3. частые лексические замены;
    4. стереотипность высказываний, речевые штампы;
    5. трудности словообразования и словоизменения.
  • Позднее и своеобразное формирование грамматического строя:
    1. затруднения при именном и глагольном управлении, при согласовании, употреблении числовых и родовых окончаний;
    2. опускания предлогов и союзов.
    3. «телеграфный стиль» (не во всех случаях)
  • Своеобразное развитие фонетики:
    1. трудности формирования тонких артикуляционных движений;
    2. нарушение последовательности, переключаемости артикуляционных движений;
    3. затруднения при слиянии звуков в слове (слоге);
    4. непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов;
  • Отклонения в развитии слоговой структуры слов:
    1. сокращение количества слогов;
    2. перестановки звуков и слогов в слове;
    3. «застревание» на предыдущем слоге;
  • Нарушение просодической стороны речи:
    1. несформированность ритмической структуры слова и фразы;
    2. монотонная, невыразительная, мало модулированная речь;
    3. нарушения темпа и ритма;
    4. неправильная расстановка логического ударения (не всегда).
  • Вариабельность в понимания речи:
    1. понимание, ориентированное на ситуацию;
    2. затруднение понимания грамматических форм;

Неречевая симптоматика при моторной алалии:

  • Неврологическая симптоматика различной степени выраженности;
  • Моторная неловкость:
    1. дискоординация;
    2. замедленность/расторможенность движений;
    3. снижение моторной активности;
    4. недостаточная ритмичность;
    5. нарушение динамического и статического равновесия;
    6. затруднения мелкой моторики пальцев рук.
  • Неустойчивость активного внимания: трудности его распределения и переключения;
  • Своеобразие памяти:
    1. сужение объема памяти;
    2. быстрое угасание возникших следов;
    3. ограниченность вербальной слуховой памяти
  • Отставание в развитии словесно-логического мышления:
    1. недостаточная гибкость мышления;
    2. недостаточная динамичность усвоения неязыковых и языковых закономерностей;
  • Недостатки конструктивного праксиса:
    1. неумение собирать разрезные картинки;
    2. трудности конструирования из палочек;
  • При моторной алалии также могут наблюдаться:
    1. Повышенная раздражительность;
    2. Напряженное состояние;
    3. Склонность к слезам;
    4. Импульсивные состояния;
    5. Обидчивость.

Проявления моторной алалии у ребенка в 4 года

Речевая симптоматика при сенсорной алалии:

  • Нарушения понимания обращенной речи вследствие нарушений фонематического слуха;
  • Нарушение фонематического слуха различной степени:
    1. полное неразличения речевых звуков (ребенок не реагирует на имя, проявляет безразличие к любым неречевым и речевым звукам);
    2. понимания отдельных частотных слов (ребенок понимает отдельные обиходные слова, но не понимает их на фоне общего высказывания);
    3. выполнения конкретных инструкций, заданных в знакомой ситуации (ребенок понимает высказывание в рамках контекста, но не понимает смысл грамматических конструкций);
  • Трудности в развитии активного словаря;
  • Грубые нарушения слоговой структуры слов:
    1. замены звуков в слове;
    2. повторение предыдущего слога;
    3. пропуски звуков и частей слова;
  • Нарушения грамматического строя;
  • В собственной речи наблюдаются:
    1. логоррея;
    2. немедленные или отсроченные эхолалии;
  • Фонетические нарушения;

Неречевая симптоматика при сенсорной алалии:

  • Нарушения произвольного слухового внимания:
    1. неустойчивость слуховых реакций;
    2. отсутствие слухо-речевых дифференцировок;
    3. повышенная истощаемость слухового внимания.
  • Нарушения слуховой памяти:
    1. неполноценность слухового анализа;
    2. трудности освоения слухового синтеза;
  • При сенсорной алалии также могут наблюдаться:
    1. Явление гиперакузии (повышенная чувствительность к звукам);
    2. Трудности поведения;
    3. Недостаточная контактность;
    4. Особенности развития эмоционально-волевой сферы;
    5. Вторичная задержка умственного развития.

Проявления сенсорной алалии у ребенка 6 лет

Логопеды Центра развития речи «Говорить легко» придерживаются психолингвистического подхода при коррекции алалии. В рамках данного подхода, и ссылаясь на известных российских авторов, таких как Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская, В.К. Воробьева, Н.С Жукова разрабатываются программы коррекционного воздействия для детей с алалией.

Коррекционная работа при моторной алалии

Ориентирована на преодоление не только речевых, но и неречевых нарушений у ребенка. Выбор логопедической методики зависит от структуры и степени выраженности нарушений при моторной алалии, соотношения речевых и неречевых расстройств, особенностей коммуникации, а также личностных характеристик ребенка.

Помимо занятий с логопедом детям с моторной алалией рекомендуется:

  1. Наблюдение у невролога;
  2. Занятия с психологом/специальным психологом;
  3. Консультации с кинезитерапевтом.

Для детей с моторной алалией будут полезны такие занятия как:

  1. Логоритмика;
  2. Адаптивная физкультура;
  3. Арт-терапия (сказкотерапия, песочная терапия, куклотерапия, музыкотерапия и пр.)

В центре развития речи «Говорить легко» ребенку с моторной алалией предлагается:

  1. Психолого-педагогическое и логопедическое обследование;
  2. Составление программы коррекционно-логопедической работы;
  3. Психолого-педагогическое консультирование семьи;
  4. Занятия с логопедом;
  5. Занятия с дефектологом;
  6. Логоритмические занятия;
  7. Занятия арт-терапией.

Педагоги Центра владеют различными методиками, технологиями и приемами логопедической работы при моторной алалии; дополнительно проходят обучения и повышение квалификации, участвуют в профильных конференциях, семинарах.

Коррекционная работа при сенсорной/сенсомоторной алалии.

При данном нарушении логопеды Центра развития речи «Говорить легко» предлагают использовать систему альтернативной коммуникации «PECS» — систему общения при помощи обмена карточками.

Обучение по методу PECS способствует:

  1. Развитию преднамеренной коммуникации;
  2. Формированию возможности выражения потребностей и желаний;
  3. Инициации взаимодействия и контакта;
  4. Формированию способности привлекать внимание социально приемлемым способом;
  5. Уменьшению нежелательного поведения;
  6. Развитию понимания речи;
  7. Активизации собственной речи;
  8. Развитию мышления.

Система PECS имеет научно-обоснованную теоретическую базу и является программой с доказанной эффективностью для людей с аутизмом и другими сопутствующими проблемами развития. В Центре накоплен собственный положительный опыт применения этой методики у детей с сенсомоторной алалией.

Помимо занятий с логопедом ребенку с сенсорной и сенсомоторной алалией необходимо:

  1. Наблюдение у невролога;
  2. Занятия с дефектологом;
  3. Консультация психолога.

Для детей с сенсорной и сенсомоторной алалией будут полезны такие занятия как:

  1. Логоритмика;
  2. Адаптивная физкультура;
  3. Арт-терапия (песочная терапия, изотерапия, музыкотерапия).

В центре развития речи «Говорить легко» ребенку с сенсорной и сенсомоторной алалией предлагается:

  1. Психолого-педагогическое и логопедическое обследование;
  2. Составление программы коррекционной работы;
  3. Психолого-педагогическое консультирование семьи;
  4. Занятия с логопедом по методу «PECS» (или другому методу, наиболее подходящему в конкретном случае);
  5. Занятия с дефектологом;
  6. Логоритмические занятия;
  7. Занятия арт-терапией.

Алалия логопедия волкова

История изучения алалии условно делится на два этапа: 1) с 1875 до 60-х годов ХХ в.; 2) с 1960 – по настоящее время.

Первый этап: внешние черты данной патологии принимали за ее основную суть, а внутренние свойства, их взаимосвязи не рассматривались. Предпосылки расстройства языкового механизма связывались с патологией моторики или разных психических процессов.

Второй этап: выявление внутренней структуры и функционирования языкового процесса, преимущественным стали лингвистический и психолингвистический аспекты изучения.

Изучением данной темы занимались многие ученые, такие как: Г.Гуцман, М.Е. Богданов-Березовский, М.Е. Хватцев, Н.Н. Трауготт, Р.Е.Левиная и другие. Труды этих людей в исследовании алалии разделялись на шесть различных аспектов: анатомо-физиологический, клинический, психологический, лингвистический, психолингвистический и медико-педагогический.

1. Анатомо-физиологический аспект. Представители данного аспекта: Г.В. Гуровец, С.И. Кайданова, И.К. Самойлова, Н.Н. Трауготт.

По мнению вышеперечисленных людей, алалия – органическое недоразвитие речи центрального характера. Представители данного аспекта утверждали, что развитие мозговых систем, которые наиболее важны для речевой функции, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается после рождения ребенка.

Читайте также:  Небикард инструкция по применению, показания

И.К. Самойлова в 1952 году говорила, что изучение патофизиологических механизмов, которые лежат в основе алалии, обнаруживает иррадиацию процессов торможения и возбуждения, инертность основных нервных процессов, повышенную истощаемость клеток коры головного мозга.

Л.А. Белогруд, А.Л. Линденбаум, Е.М. Мастюкова в своих исследованиях утверждают, что при алалии присутствуют не резко выраженные, но множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий – билатеральные поражения.

2. Клинический аспект изучения алалии представлен следующими учеными: Р.А. Беловой-Давид, Е.М. Мастюковой, М.Б. Эдиновой, С.С. Мухиным. Суть данного аспекта – изучение при алалии состояния центральной нервной системы, причины поражения мозга и способы его лечения.

3. Психологический аспект изучения алалии представлен такими учеными как Р.Е. Левина и И.Т. Власенков. Суть аспекта строится на классификации Розы Евгеньевны Левиной в 1951 году, где она выделила следующие группы детей:

• с нарушением фонематического восприятия;

• с нарушением предметного восприятия;

• с нарушением психической активности.

4. В.К. Орфинская – одна из ярких представителей лингвистического аспекта изучения алалии. Она в своих работах показала, что при таком нарушении как алалия нарушены следующие языковые системы: фонетика, грамматический строй, словарный запас.

5. Доминирующий аспект – это психолингвистический. Представителями его являются В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, Е.Ф. Соботович. Суть данного аспекта заключается в следующем: стык наук психологии и лингвистики дают наилучшие научные достижения, их симбиоз сможет методически обогатить науку.

6. Суть медико-педагогического аспекта заключается в необходимости в совокупности учитывать все сведения о ребенке. Была создана типовая структура для детского сада детей с нарушениями речи. В нее входили следующие категории:

• группы детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

• группы детей с общим недоразвитием речи;

• группы заикающихся детей;

Проблемы изучения алалии являются одними из самых сложных в логопедии.

Рассмотрим понятие алалии в разных источниках.

«Алалия» в ипереводе с греческого языка – это отсутствие речи, безречие.

Алалия (по И. иФранку) – это немота, полное отсутствиее речи из-за невозможности артикулирования.

А. Куссмауль под алалией понимал нарушение, которое характеризуется отсутствием членораздельной речи по причине наличия трудностей в артикуляции.

В 1888 году Р. Коэна под алалией понимает слухонемоту, т.е. немоту при сохранном слухе.

Т.Б. Филичева давала следующее понятие алалии: отсутствие речи или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до момента формирования речи) [3].

М.Е. Хватцев в книге «Логопедия» – 1965 г. под термином «алалия» подразумевал, что это «Центрального происхождения немота детей, никогда внятно не говоривших, при наличии у них достаточного интеллекта и элементарного слухового анализа». Недостатками данного определения являются неточное определение симптоматики и механизмов.

Позже, в 1996, он перефразировал термин и представил в книге «Логопедия. Работа с дошкольниками: пособие для логопедов и родителей» следующее определение данной патологии: «Полное или частичное отсутствие речи при наличии достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей, остроты слуха и речедвигательных органов.

О.В. Правдина дала два определения алалии:

1) «глубокое системное недоразвитие речи на органической основе»;

2) «тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом доминантном полушарии головного мозга, которое наступило еще до формирования речи». Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха и интеллекта [2].

Недостатком данного определения является то, что под него можно подвести дизартрию.

В.А. Ковшиков в своем труде «Экспрессивная алалия» указал алалию как расстройство развития языковых способностей, которое проявляется в структуре нервно-соматических и нервно-психических заболеваний, и характеризуется невозможностью или нарушением языковых операций при порождении речевого высказывания. Моторные и семантические операции сохранны. Расстройство проявляется в лексических, фонематических, морфологических и синтаксических нарушениях (источник: Ковшиков В.А. «экспрессивная алалия». Л., 1994).

В данном определении также есть недостаток, т.к. оно не позволяет разграничить алалию и афазию.

Причины, которые вызывают алалию, обусловлены органическими поражениями центральной нервной системы. Они могут наступать как в пренатальном, натальном, так и постнатальном периоде.

Пренатальные (внутриутробные) факторы заболевания подразделяются на: биологические, химические, физические.

К ним относятся: поражения головного мозга (как воспалительные, так и травматические); алиментарно-трофические патологии обменных процессов; заболевания матери во время беременности (вирусные инфекции такие как краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз и другие); венерические заболевания; эндокринные заболевания; соматические заболевания; гипоксия плода; курение; алкогольная и наркотическая зависимости; токсикоз во время беременности; прием медикаментов; радиация; физические травмы матери в период беременности; психические травмы матери в период беременности (могут привести к отклонениям в нервно-психическом и речевом развитии ребенка); иммунологическая несовместимость крови матери и плода (может привести к ДЦП ребенка, алалии, дизартрии, гемолитической болезни новорожденных).

К натальным (природовым) причинам относятся: природовые травмы (черепно-мозговые могут привести к алалии, дизартрии, ДЦП); кровоизлияния в мозг вследствие быстрых и тяжелых родов (могут затрагивать речевые зоны); стимуляция родов; асфиксия; щипцовые роды (сдавливание височных долей приводит к сенсорной алалии, а сдавливание лобных долей – к моторной).

К ранним постнатальным (послеродовым) причинам относятся следующие: травмы мозга до трех лет; болезни с осложнениями на мозг (менингит, энцефалит, краснуха и другие); опухоли в речевых центрах (зоне Брока и зоне Вернике); соматические заболевания, которые вызывают истощение центральной нервной системы (гипотрофия, рахит, повторяющиеся заболевания дыхательных путей и т.д.).

Что касаемо механизмов алалии, то в настоящее, это один из самых сложных и спорных вопросов. На данный момент существует ряд концепций, объясняющих механизмы данного расстройства. Условно их можно разделить на: языковые, сенсомоторные и психологические.

Представители языковых концепций причиной недоразвития речи считают несформированность языковых операций в процессе восприятия и создания речевых высказываний. На данный момент эта точка зрения является наиболее обоснованной, а также соответствует современным научным представлениям: речь – деятельность многоуровневая, имеет сложную структуру и не может сводится к сенсомоторному уровню [1].

Представители сенсоматорных концепций причиной речевого недоразвития при алалии считают патологии сенсоматорных функций – слуховая агнозия, апраксия.

Представители психологических концепций при алалии выделяют патологии некоторых сторон психической деятельности.

Таким образом, рассмотрев ряд определений алалии, причины ее возникновения и механизмы, следует сделать вывод, что алалия – это системное недоразвитие речевой деятельности при относительно сохранном интеллекте и нормальном слухе, которое проявляется в языковых нарушениях и связано с поражением или недоразвитием речевых зон коры головного мозга до начала формирования речи.

Ссылка на основную публикацию
Родинки на ладонях и пальцах значение в хиромантии
Что означают родинки на ладонях с точки зрения медицины и хиромантии — опасно ли их появление? Родимые пятнышки на теле...
РИБОКСИН и АСПАРКАМ- можно ли принимать одновременно (совместимость); Онлайн консультация врачей
"Рибоксин" и "Аспаркам": инструкция по применению, действующее вещество, отзывы "Рибоксин" активизирует процессы обмена веществ, повышает энергопоступление, заряжает энергией. Именно поэтому...
Ривотрил инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Rivotril
Отзывы о Клоназепаме Оставьте свой отзыв о КЛОНАЗЕПАМЕ Эффективен при лечении неврозов. 2 года ,но привыкание и спит Принимала в...
Родинки на теле как определить опасные и можно ли удалять Здоровье РБК Стиль
12 мифов о родинках: о чем они говорят и можно ли их удалять Если содрать - можно умереть, много родинок...
Adblock detector