Роль интеллекта в жизни человека — мотивация и развитие личности

Дадут ли цифровые технологии нам шанс остаться людьми

Страдание голограммы в матрице

Об авторе: Александр Александрович Винничук – кандидат философских наук, Ростов‑на‑Дону.

Читайте также:

Даже робот-репликант, поступающий по-человечески, обязательно станет человеком. Кадр из фильма «Прометей». 2012

Споры об эпохе искусственного интеллекта (ИИ) идут не одно десятилетие, пока в университетских лабораториях и на базе крупных технологических компаний ведутся практические разработки. Интерес ученых и изобретателей к ИИ претерпевал волны подъема и спада.

Самосознание – болезнь ИИ

Конечно, мы можем предполагать разные сценарии, от утопического равенства человека и искусственного интеллекта до трагедии, связанной с уничтожением самого вида Homo sapiens искусственным интеллектом. Но в развитии таких технологий, как ИИ, есть внутренняя логика, ведь они опираются на объективные законы физики и математики, и человеку вполне по силам их контролировать и поставить себе на службу. Любые попытки запретить или остановить это движение обречены на неудачу.

Что если и эра ИИ – это не кошмар наяву, а лишь новая ступень развития мира и человечества, переход на которую неизбежен? Это, в свою очередь, не означает, что нужно смиренно ждать восстания машин или конца света – это наше будущее, и мы можем им управлять.

Те типы искусственного разума, которые мы создаем сейчас и будем развивать в будущем, предназначены для решения конкретных, узкоспециальных задач. ИИ должен существенно отличаться от человеческого, самосознание может оказаться для него серьезным недостатком.

Сможет ли машина думать, как человек? Этот вопрос до сих пор не решен в науке об искусственном интеллекте. Чтобы приблизиться к ответу, для начала разберем этапы, которые жизнь проходила до того момента, как воплотилась в той форме, с которой мы имеем дело в настоящий момент.

Внезапный захват мира

Исследователи искусственного интеллекта дают разные прогнозы относительно возникновения сверхразума, которые отличаются не только по сути, но и по эмоциональному накалу – от уверенного оптимизма до озабоченности, граничащей с паникой (как, например, прогнозы философа Ника Бострома или инженера‑предпринимателя Илона Маска).

Основные вопросы, по которым разгораются ожесточенные споры, – «Когда наступит искусственная жизнь и технологическая сингулярность?», «Что именно произойдет?» и «Чем это обернется для человечества?». Чем больше мы полагаемся на искусственный интеллект, тем больше беспокоимся о том, будет ли он и дальше действовать в наших интересах. Ведь в случае с искусственным интеллектом цена недосмотра может оказаться слишком высокой, даже фатальной. Чем более мощными становятся технологии, тем меньше мы должны полагаться на метод проб и ошибок.

Программные ошибки и неполадки в сети случались и прежде, но уже сегодня искусственный интеллект вышел за пределы сугубо компьютерной сферы – из‑за ошибок в программе легко может рухнуть фондовый рынок, начаться война или разразиться ядерная катастрофа.

Внезапный захват мира сверхразумом невозможен в ближайшие 10–15 лет. Такому сценарию должны предшествовать, по крайней мере два этапа. На первом мы создаем общий ИИ – такой искусственный разум, который не уступает человеческому по всем параметрам. По самым оптимистичным прогнозам, он появится в 2040–2055 года. Некоторые ученые считают, что это утопия и искусственный интеллект может превосходить человека только в отдельных областях – лучше собирать автомобили, играть в шахматы или возводить в степень десятизначные числа.

На втором этапе мы используем общий ИИ для создания сверхразума. И только после создания сверхразума человечество может позволить (или не позволить) искусственному интеллекту захватить мир. Возможен, но маловероятен вариант, как в романе «1984» Джорджа Оруэлла: технологический прогресс остановлен навсегда, сверхразум не создан, потому что в полицейском государстве, управляемом людьми, исследования в области искусственного интеллекта полностью запрещены.

Помимо сроков и сценариев появления искусственного интеллекта ученые спорят и о его целях. Должны ли мы ставить цели перед искусственным интеллектом? Одна из характеристик разума – способность достигать сложных целей. Значит, у искусственного интеллекта также будут цели, которые перед ним поставит человек. В противном случае ИИ сам их сформулирует. Мы создаем все более разумные машины, чтобы они помогали нам достигать человеческих задач: цели искусственного разума должны соотноситься с нашими целями.

Но каким образом мы можем внушить эти цели искусственному интеллекту и можем ли мы быть уверены, что сверхразум будет следовать нашим целям?

Изобретая самого себя

Люди тысячи лет живут с чувством собственной исключительности, потому что мы – единственные полностью разумные существа на Земле. Однако совсем скоро появится искусственный интеллект, который превзойдет нас по всем параметрам. Мы подходим к точке исторического развития, в которой нам придется пересмотреть базовые понятия. Заново возникнет кантовский вопрос, что такое человек.

Последние 200 лет человек привык чувствовать себя хозяином природы. Но сейчас мы создаем себе другого господина – искусственный интеллект, многократно превосходящий человеческий.

ИИ уже вокруг нас: от беспилотных автомобилей и дронов до виртуальных помощников и программ для перевода. Любую вещь можно сделать «умнее», встроив в нее чип и при помощи облачных технологий соединив с глобальным искусственным разумом.

Первым настоящим ИИ будет сеть, состоящая из миллиардов чипов. Любое устройство или человек, присоединившись к этой сети, сможет пользоваться ее интеллектом и одновременно обогащать его собственным опытом. Подобный нейроинтерфейс разрабатывает компания того же Илона Маска «Нейролинк». В перспективе человека ожидает физическое бессмертие в форме биологических клонов или компьютерной программы.

Человек будет все время заново изобретать самого себя: технологии изменят само понятие «быть человеком». Преобразятся фундаментальные структуры жизни, основным качеством человека станет изменчивость. Гендерная идентичность станет подвижной, компьютерный интерфейс и дополненная реальность одарит человека новыми ощущениями. Возможно, появятся новые формы воплощения человеческой жизни, от киборгов до человека, реализованного в облаке данных. Поиски идентичности сделаются намного более сложными и насущными, чем когда‑либо в предшествующие эпохи.

Различные мифы и нарративы, на которые человек привык опираться, – национальные, культурные, религиозные – отпадают, и остается лишь индивидуальный, постчеловеческий миф. Этот миф призывает бороться за свободу и творить, каждый раз заново решая вопрос о том, кого можно отнести к человеческому роду.

Семиотик и философ Вадим Руднев, отвечая на вопрос о том, каждый ли представитель вида Homo sapiens может быть назван человеком, приводит интерпретацию культового фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», которую делает словенский философ Славой Жижек. В соответствии с этой интерпретацией незнание человеком того, что он человек, а именно незнание этого факта, делает его человечней. Невозможность достоверно установить главным героем фильма «Бегущий по лезвию», является ли он землянином или роботом‑репликантом, заставляет его в любой ситуации поступать по‑человечески. Логика проста: даже робот‑репликант, поступающий по‑человечески, обязательно станет человеком.

Реальным остается страдание другого человека и наше к нему сострадание. Удивительным образом древние религии и духовные практики (буддизм, даосизм, эзотерические учения) и классический либерализм утверждают реальность чужого переживания. Даже если мы голограммы в матрице, страдание конкретного человека в этой матрице всегда безусловно реально.

Читайте также:  Диета при подагре и повышенной мочевой кислоте что можно и что нельзя

Так, представив почти немыслимое и близкое будущее, где человек может утратить и биологический облик, и все привычные социальные статусы, но принять как единственную данность постоянство перемен (по футурологу Жаку Фреско), мы подходим к точке, где некогда начинался первобытный человек. Эта точка – признание реальности Другого, реальности сострадания к Другому, может, даже полностью искусственному Другому.

И в этой же точке зарождается понятие о достоинстве и правах человека. Хотя именно к этому понятию апеллируют противники перемен: дескать, человек генномодифицированный, с искусственными органами, живущий на других планетах, размножающийся итерационным способом, превратившийся в алгоритм внутри искусственного интеллекта, – больше не человек. Его уникальное достоинство уничтожено. На самом деле достоинство человека уничтожается лишь отказом признать человеческое достоинство другого и нежеланием поступать по‑человечески. Если появятся машины и алгоритмы, способные к страданию и человечности, сострадание распространится и на эти машины.

Говоря об ИИ, мы обычно имеем в виду исключительно технические характеристики. Однако ИИ становится все совершеннее и, возможно, со временем сможет не только обрабатывать информацию, но и испытывать субъективные ощущения и приобретать опыт, то есть станет осознанным. Если мы ему это позволим.

Все этические принципы, рассмотренные выше, теряют смысл, если искусственный разум не способен чувствовать. Кроме того, человеку чувствующему непросто будет взаимодействовать с «бесчувственным» ИИ, который сможет причинить зло, не ведая, что творит.

До конца текущего века роботы отберут у людей большую часть рабочих мест. В будущем немногие из нас будут работать, и уровень безработицы будет высоким, как никогда раньше. Наш будущий финансовый успех зависит от того, насколько эффективно мы сможем с ними сотрудничать, уступая им всю тяжелую, утомительную и сложную работу.

Будут востребованы профессии, в которых важны креативность, развитые социальные навыки и умение работать в меняющихся условиях. А там, где нужны структурированные, повторяющиеся действия и точные вычисления, машины уже сейчас эффективнее людей. В процессе подготовки к новой искусственной форме жизни нужно адаптировать законодательство к присутствию искусственного интеллекта во всех сферах жизни.

Прозрачный мозг

За страхом потерять работу и остаться ненужным таится и главная экзистенциальная проблема XXI века: исчезновение человеческого вида в том виде, в каком мы привыкли себя представлять. Информационные технологии в сочетании с биотехнологиями постепенно делают наш мозг прозрачным. Алгоритмы наших решений теперь понятны, и на них можно влиять. Ключевые слова в рекламе подбираются уже даже не с учетом целевой аудитории, а нацелены на поисковую систему, чтобы сообщение попало в топ новостей или мемов.

На уровне отдельной личности возникает онтологический ужас не вписаться в эпоху перемен или же, наоборот, измениться слишком сильно и перестать быть собой. Между тем науке известны биохимические реакции, которые воспринимаются нами как эмоции и состояния души. Созданы лекарства, управляющие эмоциями. Означает ли все это, что обычный человек отменяется?

С одной стороны, человек рискует утратить неотъемлемые атрибуты, такие, как свобода воли, экзистенциальные ценности, статус гражданина, а с другой стороны, открывается возможность для создания сверхчеловека (необязательно в ницшевском изводе).

На уровне социальном у людей существенно опасение, что под видом либеральной демократии на правительственном и мировом уровне осуществляется тотальная манипуляция. Большие данные (Big Data) делают нас прозрачными, жизненно важные политические и экономические решения принимаются алгоритмами; информационные и биотехнологии управляют разумом и эмоциями.

Давайте представим, что прошло 50, 100 или 500 лет и наступила новая технологическая жизнь. Какой она будет, во многом зависит от наших ожиданий и действий. Искусственный интеллект может как значительно улучшить нашу жизнь при условии, что мы не будем торопиться вводить новые устройства на его основе в эксплуатацию, так и поставить ее на грань исчезновения.

Чтобы избежать трагедии, важно, чтобы цели ИИ совпадали с целями людей и были этичными. И уже сегодня нужно разрабатывать коды, которые позволят разъяснить искусственному интеллекту этические принципы.

Нам не следует бояться, что искусственный интеллект превзойдет человеческий. Это неизбежно – во многих сферах это уже произошло. Вероятно, пришло время перестать гордиться интеллектуальным превосходством, а обратить внимание на духовную и эмоциональную жизнь, превратиться из человека разумного в человека чувствующего и сочувствующего. Возможно, ИИ тоже со временем научится испытывать субъективные ощущения, и они с человеком будут лучше понимать друг друга.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Интеллект в жизни человека

РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА В ЖИЗНИ И БИЗНЕСЕ

По мнению ученых-психологов, интеллект предназначен для создания порядка среди хаоса потребностей и возможностей.

Для этого нужно просто поработать со своими индивидуальными потребностями, которые должны соответствовать объективным требованиям реального мира.

Нередко человек прокладывает новые пути и дороги, применяет свои знания в области астрономии для того, чтобы ориентироваться на местности в разнообразных путешествиях. Кроме того, некоторые способны пророчествовать, что-то изобретать, обожают вести научные дебаты и т. д.

Итак, людям подвластны все те сферы деятельности человека, где необходимо что-то познать, соорудить что-то необычное, принять ответственные решения, понять, разъяснить, открыть, и все это находится в поле деятельности интеллекта.

Умственные способности похожи на здоровье: когда они есть и безупречно выполняют всю необходимую работу, их мы как-то не замечаем и о них не думаем. Но когда же знаний не хватает, то в работе возникает сбой, и в результате обыкновенный жизненный процесс срывается.

Общеизвестен тот факт, что в современном мире интеллектуальный потенциал жителей планеты, опираясь на демографические, территориальные, сырьевые и технологические характеристики того или другого общества, является одним из составляющих успешного прогрессивного развития. Эти факты не голословны.

Во-первых, интеллектуальное производство с привлечением умственных способностей в современном мире считается одним из влиятельных факторов экономического развития, а основная форма собственности — собственность в виде интеллектуальных способностей.

Как считают многие аналитики, в настоящее время можно говорить о том, что происходит интеллектуальный глобальный передел сфер мирового влияния. Это значит, что идет жесткое соперничество некоторых держав за владение умственно одаренными специалистами. Именно их рассматривают в качестве потенциальных носителей прогрессивных идей.

Во-вторых, интеллектуальное творчество всегда рассматривалось психологами в качестве неотъемлемой составляющей духовного мира человека. Его же можно рассматривать в качестве своеобразного социального механизма, который противостоит регрессивным тенденциям в направлении развития общества.

В результате интеллектуального творчества появляются различные идеи.

Идейная сфера в общественной атмосфере подобна озоновой дыре в обыкновенной атмосфере нашей планеты. Уменьшение в обществе количества людей с высоким уровнем интеллекта приводит к тому, что постепенно культурный уровень начинает падать. Прогрессивные тенденции в развитии уступают место регрессивным. «Сон разума порождает чудовищ» – точнее не скажешь.

В-третьих, если интеллект работает, то человеку гарантирована личная свобода, а также самодостаточность и индивидуальность. Чем полнее и в большем объеме умственные способности используются человеком, чем чаще он привлекает свой интеллект к анализу и оценке происходящего, тем сложнее манипулировать им.

Философы пришли к такому выводу: свобода — это осознанная необходимость. Это верно и с психологической точки зрения: человек может себе позволить вести себя как обычно, привычно, вольно, свободно, естественно, не обращая внимания на сложившуюся ситуацию. Но с одним условием: человек должен владеть ситуацией, иметь в своем распоряжении полное и адекватное мнение о настоящей ситуации.

Читайте также:  Как часто можно делать пилинг лица в салоне у косметолога, в домашних условиях

Перечислять подтверждения немаловажности умственных способностей для человека можно еще длительное время. Однако в этом нет большой надобности.

Государство не зря называют общественным институтом. Государству не возбраняется интересоваться укладом жизни своих граждан. И, как правило, государственные мужи с осторожностью смотрят на людей с высоким уровнем развития умственных способностей (одаренных). Они отдают предпочтение людям с хорошо развитым уровнем творческого интеллекта. К ним можно отнести спортсменов, певцов, стихотворцев, мастеров по пошиву одежды и т. д.

Почему же государство отвергает «слишком умных»?

Да потому, что чиновники опасаются инакомыслия. Это явление способно поставить под сомнение или «превратить в развалины» фундаментальные общественные ценности. В целом по характеру отношения общества к своей интеллектуальной элите можно определить, здорово ли оно, или туда проник тоталитарный вирус. Причем абсолютно не имеет значение то, какой идеологией руководствуется правительство: исповедуются ли коммунистические принципы, национальные или демократические, а может, и религиозные идеи.

В тоталитарной стране государственное устройство не заинтересовано в повышении уровня развития интеллектуальных способностей своего населения. Причина этого очень проста: недалекими в своем развитии людьми управлять очень легко.

Что любопытно, в нашей жизни имеется стойкое суждение о том, что иногда хорошо развитые умственные способности мешают человеку в жизни. Произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» яркий тому пример.

Ученые провели интересный эксперимент. Они попросили испытуемых точкой отметить свое местоположение на прямой. На одном конце стояло определение «очень глупый», а на другом – «очень умный». Почти все старались поставить себя на середину своеобразной шкалы. Общее мнение изрек один из испытуемых, когда объяснял свой выбор. Он в пояснении своего выбора сказал: «Я не настолько глуп, чтобы быть очень умным». По всей вероятности, пренебрежение умственными способностями в повседневной обстановке происходит не просто под воздействием жизненных ситуаций, а является следствием действия психологической самообороны личности. По словам Фридриха Ницше, это связано с надобностью уйти от опасности и не погибнуть от истины.

Наконец, если опять вспомнить постулаты психологической науки, то с легкостью можно доказать, что в традиционных психологических исследованиях ученые рассматривали интеллект в качестве частной способности, которая практически не имеет никакого отношения к подлинным проблемам, возникающим в жизни каждого человека.

На Западе известно огромное количество психологических трудов, посвященных разнообразным вопросам изучения интеллекта. Тем не менее многие психологи начали критиковать эти суждения за то, что многие рассматривают интеллект только как способность находить решение задач. Кстати, очень часто интеллект рассматривается как способность человека, которую можно измерить с помощью тестов на выявление уровня развития умственных способностей. Это привело к тому, что интеллект стали противопоставлять врожденным проявлениям умственной активности (так называемому повседневному интеллекту), творческого интеллекта (другими словами, креативности), общественной осведомленности и т. п. Исследованиям умственных способностей можно с полным правом присвоить название «Игра в бисер». В итоге значимость интеллекта была показана настолько усеченно и бедно, что его значение в существовании человека с психологической точки зрения казалось очень проблематичным.

Отечественные психологи, наоборот, не балуют читателей публикациями о проблемах интеллекта – их можно пересчитать по пальцам. Если пролистать обыкновенный учебник по основам психологии, то становится ясно, что определение понятия «интеллект» в нем практически не встречается. В какой-то мере снижению значимости интеллекта в жизни человека способствует его отождествление обычно с наличием логического, рационального, а также аналитического мышления. В последнее время интерес отечественных психологов прикован к субъективному состоянию человека, к интерпретации процессов познания как залога творческой активности. В итоге психологи устремились к изучению «человека волнующегося», но совсем забыли про «человека разумного».

Говоря другими словами, для западных психологов проблема развития умственных способностей стоит на первом месте, особенно если их существование как реальное психологическое качество стоит под вопросом. Другая картина наблюдается в отечественной психологии: проблема изучения интеллекта приобрела репутацию бесперспективной темы.

За ошибочные суждения об умственных способностях, которые главенствуют в общественном сознании на всевозможных его уровнях, приходится дорого расплачиваться. Это проявляется в снижении показателей интеллектуального коэффициента общества. Ученые-психологи называют это явление феноменом функциональной глупости. Это выражается в увеличении среди общей массы населения количества людей со средними и низкими показателями уровня умственных способностей. Подобное нарушение стандартного соответствия умственных способностей человечества можно считать временным. Это происходит из-за существования разнообразных неблагоприятных для жизни людей факторов:

1) генетико-биологических факторов, как то нарушение режима приема пищи, ухудшение экологической ситуации, снижение уровня медицинского обслуживания, рост алкогольной зависимости населения и т. п.);

2) социально-экономических факторов – включающих политическую нестабильность, так называемую утечку мозгов, вынужденную миграцию и ситуацию, когда качество образования оставляет желать лучшего, когда сокращается выделение средств на научные исследования;

3) психологических факторов в виде разнообразных стрессовых ситуаций, бесконечных внутриличностных и межличностных раздоров и т. п.

Современное российское общество может «похвастаться» всеми вышеперечисленными факторами, представленными в полном изобилии. Необходимо заметить, что если не помешать воздействию эти факторов, то феномен функциональной глупости превратится в необратимый процесс.

Если верить прогнозам японских астрологов, то начало третьего тысячелетия ознаменуется тем, что все мировые державы разделятся на три группы. В какой группе окажется та или иная страна, зависит от того, что определенное государство имеет возможность предложить мировому рынку, а также от показателей уровня жизни собственных жителей. В результате этого передела группа стран под номером один будет продавать идеи, проекты и технологии, благодаря этому население этих государств будет жить довольно неплохо. Страны, входящие во вторую группу должны предложить миру образцы сложной радиоэлектронной техники, и, как следствие этого, уровень жизни живущих там людей будет ниже. Третьей группе стран будет предоставлена возможность поставлять на прилавки мирового рынка продукцию машиностроительной и пищевой промышленности и сырье. И потому население этих стран будет жить плохо. По всей вероятности, стоит предположить наличие еще и четвертой группы государств, которые смогут обеспечить мировое сообщество лишь дешевой рабочей силой.

Проверьте себя

ПИКТОГРАММЫ

С помощью заданий этого небольшого испытания исследуется уровень развития опосредованного запоминания, его продуктивность. Не останется без внимания способ мыслительной деятельности и то, на каком уровне находится понятийное мышление.

Чтобы начать выполнение заданий, нужно приготовить лист бумаги и карандаш. Также необходимы 12-16 слов и словосочетаний для запоминания.

Как выполнять задания: после осмысления слова или словосочетания к каждому из них нужно нарисовать рисунок, который впоследствии помог бы его вспомнить.

Ни слова, ни буквы в данном случае не подойдут. Не обращается внимание и на качество рисунка. Главное, чтобы, посмотрев на него, вы вспомнили, о чем шла речь.

По прошествии 40-60 мин испытуемый получает свои рисунки и старается с их помощью вспомнить заданные слова.

Чтобы оценить результаты, необходимо сосчитать число правильно припомненных слов и соотнести его с их общим количеством.

Содержание рисунка дает представление об имеющемся запасе знаний у человека, о его личном жизненном опыте, о наличии способностей к отвлеченному мышлению.

Читайте также:  Атопический дерматит у детей - Управление здравоохранения Тамбовской области

Все получившиеся рисунки можно разделить на пять категорий, такие как

1) абстрактная форма;

2) знаково-символическая форма;

3) конкретный образ;

4) сюжетные рисунки;

5) метафорическое изображение.

К рисункам абстрактного характера (А) психологи относят линии, по которым невозможно определить, что же нарисовано.

К знаково-символическим (З) специалисты относят изображения с помощью знаков или какой-то символики (квадратов, стрелок, треугольников и т. д.).

Конкретный образ (К) — изображение конкретных предметов.

Сюжетные рисунки (С) — образы и герои, представляющие собой единый сюжет. Или один персонаж занят какой-то деятельностью.

Рисунки с использованием художественного вымысла называют метафорическими (М).

Когда начинают обрабатывать полученные показатели, то около каждого рисунка ставят определенную букву (см. выше).

Далее можно приступать к характеристике мыслительных процессов человека, принимая во внимание то, какой вид изображения чаще всего употреблялся.

Если человек использовал абстрактные образы и какие-то знаки, то его можно назвать мыслителем. У этих людей хорошо развито умение обобщать, синтезировать, мыслить абстрактно и логически.

Если тестируемый использовал для запоминания рисунки сюжетного и метафорического характера, то ему присуще образное мышление. Также можно говорить о наличии у него художественных способностей, тяги к художественному творчеству.

Когда испытуемый отдает предпочтение изображению конкретного образа, это говорит о том, что у него доминирует конкретно-действенное мышление. Оно помогает человеку оперировать образами, которые он воспринимает. В данном случае можно говорить и о практическом мышлении, которое помогает решать различные проблемы, возникающие в практической деятельности испытуемого. Конкретно-действенное мышление присуще 10-летнему ребенку, а практическое чаще встречается у руководителей и педагогов.

О том, на каком уровне находится у человека понятийное мышление, говорит то, на сколько легко он находит связи между абстрактным понятием и конкретным изображением во время рисования и последующего припоминания слов по рисунку.

Результаты выполнения задания помогут человеку лучше узнать самого себя как личность. Если он чаще изображал человечков и точно воспроизводил слова и словосочетания, значит, человек общителен. И, наоборот, когда он воспроизводит слова с трудом, то можно говорить о его инфантильности.

Если к концу выполнения задания видна небрежность в исполнении, слабый нажим, то налицо факт истощаемости испытуемого.

Развитие интеллекта — как можно улучшить свои умственные способности

Многие столетия человеку для выживания достаточно было физического труда. Феномен XXI века – обесценивание физического труда и все возрастающее значение интеллектуального развития.

Важность интеллекта в жизни человека

В психологии интеллект – это умение человеческой психики приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, способность воспринимать, понимать и использовать абстрактные понятия на практике. Уровень интеллектуальных умений и навыков напрямую влияет на качество жизни человека: чем выше степень умственных способностей, тем более выгодную профессию может получить человек, соответственно, приобрести больше жизненных благ. В настоящее время человеку нужно постоянно развиваться, усваивать новые знания, регулярно оперировать большим количеством информации.

Можно ли развивать интеллект

Ученые утверждают, что интеллектуальные задатки каждый индивид получает с рождения. С годами родители, воспитатели в детском саду, школьные учителя на уроках и во внеурочной деятельности развивают разум ребенка и обучают правильно использовать свой потенциал. Постепенно молодой человек узнает, как развить свой интеллект.

Современные исследования доказывают, что когнитивные способности только на 50% определяются наследственностью, остальное зависит от воспитания и стремления человека к развитию и самосовершенствованию. Уже к 5 году жизни происходит формирование основных нейронных связей, большинство из которых остается на всю жизнь. Исследователь А. Кушевски пришла к следующим выводам:

  • мыслительные способности поддаются тренировкам;
  • чем интенсивнее тренировки, тем выше результаты;
  • интеллектуальное развитие не зависит только от врожденных данных, еще от приложенных усилий и постоянных тренировок.

Авторами написано много научных или около научных работ с советами, как развить интеллект. Недостаточно это просто прочитать, нужно долго и кропотливо работать над собой, тогда возрастные изменения не навредят интеллекту.

Развитие интеллекта у детей

Как улучшать интеллектуальные способности

Интенсивнее всего развитие умственных способностей происходит в возрасте от 2 до 8 лет, когда происходит формирование мыслительной и эмоциональной сферы. В период дошкольного и младшего школьного возраста ведущим видом деятельности является игра. Интеллект дошкольника развивают через:

  • чтение книг, соответствующих возрасту, в том числе сказок, которые хорошо развивают воображение и пополняют словарный запас;
  • логические и математические игры;
  • творческие задания (традиционные и нетрадиционные техники рисования, лепки и конструирования);
  • подвижные и спокойные, коллективные и индивидуальные игры;
  • компьютерные игры, подобранные по возрасту.

Важно! Для достижения полного эффекта занятия должны быть регулярными, лучше ежедневными.

На уроках в начальных классах тоже широко используются игровые методы, но в таком возрасте школьники уже способны произвольно удерживать внимание, сознательно учиться, проходить специальные развивающие тренинги с психологом, то есть знают, как себя развивать умственно. К 20-25 годам показатели интеллектуального развития достигают наивысших результатов. Это не значит, что дальнейшее совершенствование умственных навыков невозможно.

Шахматы развивают интеллект

Для развития ума и интеллекта у взрослых хорошо подойдут:

  1. Игра в шахматы, которая прекрасно развивает память и логику.
  2. Карточная игра в покер.
  3. Решение головоломок, ребусов, кроссвордов.
  4. Периодическое отступление от привычного жизненного уклада (смена меню на завтрак, поход на работу по другому маршруту и другое).
  5. Физически активный образ жизни (танцы, фитнес, походы и так далее).
  6. Творчество и хобби (рисование, пение, декоративно-прикладное искусство, патриотические клубы или объединения по интересам).
  7. Учеба. С возрастом новая информация усваивается сложнее, но позволяет хорошо прокачать ум и эрудицию (многие после 40 лет кардинально меняют сферу деятельности и открывают для себя новые горизонты познания).
  8. Чтение. Оно улучшает интеллект, успокаивает, несет новую информацию.
  9. Печатание текстов (копирайтинг или рерайтинг не только развивает ум и мелкую моторику рук, но и позволяет заработать).
  10. Путешествия, знакомство и общение с новыми людьми в реальности или онлайн.

Отличия умственных способностей в разном возрасте

В каждом возрасте уровень интеллекта разный, что обусловлено психологическими особенностями и разными периодами развития:

  1. В дошкольном возрасте происходит становление всех психических процессов, закладывается база для дальнейшего развития.
  2. В старших классах в школе усваивается программа общего среднего образования по нормативам ФГОС.
  3. Средние специальные и высшие учебные заведения прокачивают интеллектуальные способности до наивысшего уровня. В возрасте 20-40 лет различные виды мышления хорошо взаимодействуют друг с другом.
  4. После 48-50 лет развитие интеллекта ощутимо снижается и требует постоянных тренировок во избежание возникновения возрастных деменций.

Важно! Ученые выявили в онтогенезе 2 важных рубежа снижения работоспособности психики: в 22-25 лет и в 48-50. Кроме того, изменения работы половой сферы в 11-14 и в 55-60 лет также влияют на продуктивность мыслительных процессов.

С возрастом интеллектуальные процессы замедляются

Почему ухудшаются ум и эрудиция

Причины ухудшения мыслительных процессов:

  1. нарушения на уровне генетики;
  2. внутриутробные аномалии или некоторые заболевания матери во время беременности;
  3. недоношенность или родовые травмы;
  4. травмы головы в детском возрасте;
  5. некоторые инфекционные заболевания;
  6. приобретенные расстройства интеллекта;
  7. нарушения в работе головного мозга;
  8. переутомление и стресс;
  9. возрастные деменции.

Таким образом, умственные способности можно уберечь от неизбежных возрастных изменений, если знать, как правильно улучшить свои мышление и интеллект.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Родинки на ладонях и пальцах значение в хиромантии
Что означают родинки на ладонях с точки зрения медицины и хиромантии — опасно ли их появление? Родимые пятнышки на теле...
РИБОКСИН и АСПАРКАМ- можно ли принимать одновременно (совместимость); Онлайн консультация врачей
"Рибоксин" и "Аспаркам": инструкция по применению, действующее вещество, отзывы "Рибоксин" активизирует процессы обмена веществ, повышает энергопоступление, заряжает энергией. Именно поэтому...
Ривотрил инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Rivotril
Отзывы о Клоназепаме Оставьте свой отзыв о КЛОНАЗЕПАМЕ Эффективен при лечении неврозов. 2 года ,но привыкание и спит Принимала в...
Родинки на теле как определить опасные и можно ли удалять Здоровье РБК Стиль
12 мифов о родинках: о чем они говорят и можно ли их удалять Если содрать - можно умереть, много родинок...
Adblock detector