РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ» ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ВОПРОСЫ МНОГОАСПЕКТНОСТИ ТЕРМИНА — Научное обозрение

Десоциализация и ресоциализация

В современной научной литературе широко функционируют понятия десоциализации, ресоциализации, непосредственно связанные с процессом социализации. Вместе с тем, следует отметить, что разные исследователи вкладывают в данные термины различное содержание, единое понимание категорий отсутствует, что существенно затрудняет процессы изучения указанных процессов.

Подходы к пониманию социализации

Под социализацией в наиболее общем виде пониманию процесс усвоения личностью социального опыта, его последующего преобразования в личностные ценности, интенции, поведенческие модели, ориентации.

Указанный процесс является двусторонним, носит ярко выраженный субъект-субъектный характер, при его реализации отмечается взаимное влияние общества на личность и личности на социум.

Протекание социализации зависит от многочисленных экономических, политических, социальных, исторических, культурных, технологических факторов.

В общем виде выделяют два основных периода социализации:

  • первичная, которая начинается с момента рождения ребенка и заканчивается к 18 годам, во время которой индивид становится личностью, активным членом общества;
  • вторичная, которая длится на протяжении всей остальной жизни личности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Десоциализация и ресоциализация 410 руб.
  • Реферат Десоциализация и ресоциализация 230 руб.
  • Контрольная работа Десоциализация и ресоциализация 250 руб.

Социализация, таким образом, представляет собой непрерывный, перманентный, социальный процесс.

Ресоциализация как социальный феномен

В структуре социализации отдельно выделяют ресоциализацию, которая характерна только для второго периода жизни личности, осуществляется исключительно у взрослых.

По своей сути ресоциализация представляет собой возобновление процесса социализации в новых условиях, под воздействием новых факторов.

Различают осознанную и неосознанную ресоциализацию.

Выделяют три основных ситуации, которые «запускают» процессы ресоциализации:

  1. Попадание личности в «карцерные» учреждения (тюрьмы, клиники для душевнобольных, военные училища, медицинские учреждения, любые институты, в которых индивидуум содержится изолированно от социального окружения).
  2. Обстоятельства крайнего напряжения, стресса: антропогенные, природные катастрофы, болезни, смерть и пр.;
  3. Смена социальных ролей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Другими словами, ресоциализация инициируется в ситуации, когда у личности возникает потребность в адаптации к новым, изменившимся условиям социально-природной окружающей среды.

Выделяют следующие виды ресоциализации:

  • базовая, при которой меняются базовые ценности личности;
  • адаптационная, при которой изменяются лишь те ценности, которые позволяют легче пройти процесс адаптации;
  • идентификационная – смена базовых ценностей в результате приобретения новой идентификации;
  • поверхностная, при которой меняются неосновополагающие ценности.

Десоциализация как социальный феномен

В отличие от ресоциализации, десоциализация представляет собой процесс социализации с обратным знаком.

Десоциализация – процесс деградации, распада личности, при котором социализация индивидуума становится фрагментарной, приобретает антисоциальную, асоциальную направленность.

В результате десоциализации прежде социализированная личность частично или полностью возвращается к доличностной форме, утрачивает отдельные личностные качества. В свою очередь, деформация личности может стать причиной исключения индивидуума из общества.

Причиной десоциализации могут стать серьезные заболевания, утрата прежнего социального окружения и пр. Указанный процесс запускается теми же факторами, что и процесс ресоциализации, однако, результаты – кардинально противоположные.

Таким образом, ресоциализация и десоциализация выступают кардинально противоположными процессами. В результате ресоциализации личность приобретает новые личностные качества, обеспечивающие успешность адаптации к новым условиям; следствием десоциализации выступает распад личности, ее исключение из общества.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ресоциализация

Ресоциализация – это повторная (вторичная) социализация, происходящая в течение всей жизни индивида. Вторичная социализация осуществляется посредством изменения установок субъекта, его целей, правил, ценностей и норм. Ресоциализация бывает достаточно глубокой и приводящей к глобальным переменам в жизненном поведении.

Потребность во вторичной социализации может возникать вследствие длительной болезни или кардинального изменения культурной среды, смены местожительства. Ресоциализация – это своеобразный процесс реабилитации, с помощью которого зрелая личность восстанавливает прерванные ранее ею связи или укрепляет старые.

Ресоциализация личности

За гармоничную повторную социализацию вначале несет ответственность семья индивида, затем школа и учебные группы, потом различные организации социального предназначения. В роли профилактических структур выступают правоохранительные органы.

Ресоциализация означает трансформации, при которых зрелая личность перенимает поведение, которое разительно отличается от принятого ранее. Она происходит в течение всей жизни индивида и связана с видоизменениями его направленностей, моральностей и ценностей, норм и правил. Это своеобразная замена человеком некоторых образцов жизненного поведения, новыми навыками и умениями, которые соответствуют условиям, изменившимся вследствие технологических и социальных трансформаций. Модификация ценностей, которые стали неадекватными согласно новым предписанием общества, в котором он обитает. Так, например, все бывшие заключенные проходят данный процесс, который заключается во вживании индивида в существующую систему представлений и ценностей. Процесс ресоциализации проходят эмигранты, которые, в связи с переездом, попадают в абсолютно новую для них среду. Они проходят через отвыкание от привычных для них традиций, правил, ролей, норм и ценностей, что компенсируется за счет приобретения нового опыта.

Свойства личности индивидов, формирующиеся в процессе их жизнедеятельности, не являются бесспорными. Ресоциализация может охватывать множество видов деятельности. Своеобразной вторичной социализацией является и психотерапия. С ее помощью люди стараются понять и разобраться со своими проблемами, конфликтами, изменить обычное поведение.

Процесс ресоциализации происходит в различных сферах жизни и на разных ее этапах. Решением проблемы повторной социализации занимаются чиновники на государственном уровне, разрабатывается определенный комплекс мер. Выделяют такие понятия, как ресоциализация бездомных, социальная ресоциализация, ресоциализация инвалидов, подростков, бывших заключенных.

Ресоциализация бездомных – это комплекс мероприятий, которые направлены на устранение бездомности, обеспечение бесприютных жильем, организация соответствующих условий для осуществления ими прав и свобод человека (например, право на труд).

Социальная ресоциализация может быть связана с восстановлением ранее осужденных в их дееспособности и статусе, т.е. их возрождение в качестве субъектов социума. Основой такой повторной социализации является изменение отношения к ним общества на всех уровнях от чиновников и до семьи.

Ресоциализация инвалидов заключается в их подготовке к жизни в обществе, помощь в трансформации ранее обычных для них норм и правил поведения, активное их включение в жизнь социума.

Ресоциализация в психологии

В психологии процесс ресоциализации личности неразрывно связан с процессом десоциализации и может выступать его следствием.

Ресоциализация в психологии – это своеобразный «демонтаж» или разрушение, усвоенных ранее индивидом антиобщественных негативных установок и ценностей в процессе десоциализации или асоциализации, и приобщение индивиду новых позитивных ценностных установок, которые приняты в социуме и оцениваются им как положительные.

Люди более молодого возраста более подвержены процессам ресоциализации, чем более взрослые. Сутью процессов повторной социализации является восстановление и развитие у субъектов утраченных ранее полезных связей с обществом, ликвидация асоциальных ролей и закрепление позитивных примеров поведения, а также социальных ценностных установок.

Читайте также:  Девять причин почему человек мерзнет даже когда тепло

Проблемы вторичной социализации связаны с исправлением правонарушителей, с включением в естественный процесс жизнедеятельности осужденных, длительно болевших лиц, наркоманов и алкоголиков, людей, переживших стрессы во время различных аварий и катастроф, боевых действий.

В процессе формирования и развития человек проходит некоторые жизненные циклы, которые неразрывно связаны с изменением социальных ролей. Например, поступление в институт, вступление в брак, рождение детей, выход на работу и др. В процессе перехода от одного жизненного цикла к другому человеку приходиться переобучаться. Такой процесс распадается на две стадии: десоциализацию и ресоциализацию. В первой стадии происходит потеря ранее привычных для индивида социальных ценностей, установок, норм из-за воздействия внешних условий. Она сопровождается обычно отходом от своих социальных групп или общества в целом. Далее наступает этап вторичной социализации, т.е. обучение уже новым установкам, ценностям, правилам. Данный процесс происходит в течение всей жизни индивида. Итак, эти две стадии являются сторонами одного процесса – социализации.

Итак, ресоциализация – это изменения ранее социализированной личности. В данном процессе наблюдается индивидуальный анализ и оценивание внешних условий социума, обстоятельств, событий, самовоспитание и др.

Так как процесс вторичной социализации идет на протяжении всей жизни, то можно утверждать, что начинается он с малых лет в семье. Однако такой процесс не будет слишком выражен в детском возрасте, так как у детей не происходит резких смен ролей. В большинстве случаев у детей процесс ресоциализации происходит довольно гармонично в тех случаях, если они не растут в неблагополучных семьях, родители не собираются разводиться.

Обычно повторная социализация совпадает с периодом приобретения образования и обуславливается уровнем образованности и подготовки педагогов, качеством применяемых методик для обучения, обстоятельствами, влияющими на процесс обучения. Основной направленностью ресоциализации является личностная интеллектуализация. Также она направлена и на выполнение ряда латентных функций, например, на выработку умений функционирования в обстоятельствах законной организации.

Ресоциализация в семье

Семья выступает важным условием процессов ресоциализации. Полноценная социализация детей должна брать свое начало с семьи. Семья должна помочь ребенку адекватно усвоить требования общества и их законы, развить и сформировать определенные коммуникационные навыки и умения взаимодействовать, которые будут соответствовать принятым нормам в конкретном социуме. Неблагополучные семьи характеризуются невозможностью привить навыки нормального поведения в семье, что, в свою очередь, ведет к неспособности детьми строить свою правильную модель семьи.

Кроме влияния семьи, на ребенка в процессе жизнедеятельности воздействуют и другие социальные институты, такие как детские сады, школы и улица. Однако семья остается самым важным фактором в процессе гармоничной ресоциализации личности. Повторная социализация в семье совершается в результате процесса воспитания и социального обучения.

От стиля и методов воспитания, которые используются родителями, непосредственно зависят процессы социализации, ресоциализации и десоциализации личности индивидов. Так, например, ребенок, воспитанный американскими родителями, будет разительно отличаться, от детей, воспитанных японскими родителями.

Основными факторами, влияющими на вторичную социализацию детей в семье, являются влияние родителей (их ожидания, личностные особенности, модели воспитания и др.), качества самих детей (когнитивные способности и личностные характеристики), отношения в семье, которые включают в себя отношения между супругами, отношения к детям, социальные и профессиональные контакты родителей. Применяемые дисциплинарные способы воспитания и его стиль отражают систему убеждений родителей и их личностные качества.

Важнейшим в процессах вторичной социализации ребенка в семье являются представления папы и мамы о его мотивациях и поведении, убеждения родителей и их социальная целенаправленность.

Основными причинами нарушения ресоциализации детей в семье являются постоянные нарушения родителями этики семейных взаимоотношений, недостаток доверия, заботы, внимания, уважения, защиты и поддержки. Однако самой важной и наиболее существенной причиной нарушений повторной социализации является несовместимость моральных качеств и нравственных установок родителей, несогласованность их мнений по поводу долга, чести, морали, обязанностей и т.д. Часто такая несогласованность может вступать в конфликт, если супруги имеют диаметрально противоположные взгляды на систему ценностей и моральные качества.

Немаловажным также в процессах ресоциализации личности является влияние старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, друзей родителей.

Ресоциализация осужденных

Сегодня ресоциализация осужденных является приоритетной задачей, которая должна решаться на уровне государственных структур. Данный процесс заключается в целенаправленном возвращении заключенных к жизни в социуме и в приобретении ими нужных возможностей (способностей) и умений для жизни в обществе, соблюдая принятые нормы и законодательство. Ведь осужденный, не прошедший процесс ресоциализации, является опасным для общества. Поэтому, в идеале, деятельность исправительных учреждений, должна быть направлена на разрешение двух основных проблем: непосредственно исполнение наказания и ресоциализацию осужденного субъекта. Т.е. на формирование у осужденного набора качеств, которые необходимы для приспособительного поведения в социуме.

Проблему ресоциализации осужденных индивидов решает исправительная психология. Она направлена на изучение психологических стереотипов ресоциализации субъектов: возрождение нарушенных социальных свойств и качеств личности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме.

Исправительная психология изучает и решает такие задачи, как проблемы эффективности наказания, динамика изменения личности в процессе прохождения наказания, формирование поведенческих потенциалов в любых условиях тюрьмы, соответствие действующего законодательства целям и задачам исправительных учреждений и др.

Ресоциализация осужденных – это обязательное восстановление нарушенных качеств личности, социальной направленности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме. Связана она, прежде всего, с ценностной переориентацией осужденных, формированием механизмов позитивного социального целеполагания, обязательной отработкой у субъектов надежных стереотипов позитивного социального поведения.

Основной задачей ресоциализации осужденных является создание условий для формирования социально-приспособительного поведения индивида. Исправительная психология изучает особенности и закономерности вторичной ресоциализации личности осужденных, негативные и позитивные факторы обстоятельств изоляции, влияющие на индивида.

Основным препятствием к ресоциализации личности осужденного является барьер его этического, нравственного, морального самоанализа.

Осужденные лица – это люди изолированные от общества, которые находятся в условиях ограниченности общения, за счет чего у них значительно увеличивается тяга к восприятию живого человеческого общения. Поэтому отмечается благотворное влияние на личность преступника присутствие в местах прохождения наказания священнослужителя.

Основной целью наказания за правонарушение и заключения под стражу осужденных является их ресоциализация. Однако такую цель не воспринимают сами осужденные, ведь будущее его жизни лежит в наказании — в лишении свободы.

Анализируя нынешнее состояние исправительных учреждений и правовое регулирование можно сделать вывод, что исправительные учреждения не выполняют свою основную цель – ресоциализацию. В лучшем случае они выполняют задачу выхода осужденных физиологически и психологически здоровыми для того, чтобы как-то просуществовать в дальнейшем, не причиняя зла окружающим. Зачастую, лица, находившиеся в тюремном заключении, выходят на свободу не ресоциолизированными, что толкает их на совершение повторного правонарушения. Так как они уже адаптированы к жизни в заключении, а к нормам, принятым на свободе (в социуме) они привыкнуть не могут.

Читайте также:  Что это такое - Лецитин Польза и вред

Итак, ресоциализация освобожденных лиц должна заключаться в адаптации на воле к принятым ценностным и моральным установкам в социуме, в возвращении в так называемое нормальное общество. Именно в этом и лежит суть исправительных учреждений. Основными направлениями их деятельности должны быть:

  • диагностика особенностей личности каждого заключенного;
  • выявление определенных аномалий социализации и саморегуляции;
  • выработка долгосрочной индивидуальной программы коррекции личностных качеств осужденных;
  • обязательная реализация мероприятий по релаксации акцентуаций личности, психопатий;
  • восстановление разрушенных социальных связей;
  • формирование позитивной сферы целеполагания;
  • восстановление положительных социальных ценностных ориентиров; гуманитаризация;
  • использование методик поощрения социально-приспособительного поведения.

Ресоциализация детей

Процесс социализации характеризуется бесконечностью, а большей интенсивностью данный процесс обладает в детстве и юности. Тогда как процесс вторичной ресоциализации большей интенсивностью начинает обладать в старшем возрасте.

Существуют определенные различия между процессами ресоциализации в детстве и в более взрослом возрасте. Во-первых – вторичная социализация взрослых людей заключается в изменении их внешнего проявления поведения, вторичная детская социализация лежит в корректировке ценностных ориентиров. Во-вторых – взрослые люди могут дать оценку нормам, дети же могут только усвоить их. Взрослый возраст характеризуется пониманием, что кроме белого и черного есть еще множество оттенков. Дети же должны усваивать то, что им говорят родители, учителя и другие. Они должны повиноваться старшим и беспрекословно выполнять их требования и установленные правила. Тогда как взрослые индивиды будут приспосабливаться к требованиям начальства и различных социальных ролей.

Ресоциализация подростков заключается в организованном педагогическом и социальном процессе возрождения у них социального статуса, несформированных или утраченных ранее социальных умений, навыков, ценностных и моральных ориентаций, опыта общения, поведения, взаимодействия и жизнедеятельности.

Процесс вторичной социализации у подростков происходит, основываясь на повторной адаптации и возрождении приспособительного потенциала детей к уже существующим правилам, нормам, конкретным социальным обстоятельствам и условиям. Дети, находящиеся в процессе ресоциализации остро нуждаются в участии, внимании, оказании помощи, поддержки со стороны значимых для него людей и взрослых, которые являются их близким окружением.

Ресоциализация подростков По Э.Гидденсу – это определенный вид изменений личности, при которых достаточно зрелый ребенок перенимает образ поведения, который отличается от прежнего. Крайним проявлением ее может быть своеобразное преображение, когда индивид полностью переключился с одного «мира» на другой.

Важным в процессах вторичной социализации детей является воспитание в учебных заведениях. Процесс повторной социализации в них должен строиться, главным образом, учитывая индивидуальность подростков, обстоятельства их воспитания, которые содействовали формированию у них ценностных ориентиров и возможных асоциальных проявлений. Важнейшим принципом в процессах ресоциализации подростков является опора на их позитивные качества.

Также, существенным в профилактической и воспитательной деятельности является вырабатывание будущих жизненно-важных принципов, стремлений, которые, прежде всего, связаны с его профессиональным ориентированием, с предпочтением и освоением будущей специальности. Неприспособленные (дезадаптированные) подростки, в дальнейшем, характеризуются не только анормальным (плохим) поведением, но и неуспеваемостью по всем школьным предметам. Такие дети склоны к разочарованиям, неуверенности в своих силах. Они не видят себя в дальнейшем будущем и как бы «живут одним днем», сиюминутными желаниями, удовольствиями и развлечениями. Это в дальнейшем может привести к серьезным предпосылкам для десоциализации и криминализации личности несовершеннолетнего подростка.

Процессы ресоциализации подростков должны включать в себя восстановительную функцию, т.е. восстановление позитивных связей и качеств, компенсирующую функцию, которая заключается в формировании у детей стремлений к компенсированию недостатков другими видами деятельности, их усилению (например, в той области, которой увлекается), стимулирующую функцию, которая должна быть направлена на усиление и активизацию позитивной полезной общественной деятельности учеников, осуществляемая посредством одобрения или осуждения, т.е. неравнодушное эмоциональное отношение к личности детей и их поступкам.

Конечной целью ресоциализации является достижение такого уровня и качества культурности личности, которое нужно для бесконфликтной и полноценной жизнедеятельности в социуме.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ

Понятие «ресоциализация» обладает междисциплинарным статусом и используется различными отраслями знаний: социологией, педагогикой, юриспруденцией и пр. Соответственно, сущность и содержание процесса ресоциализации определяются в зависимости от позиций и взглядов его исследователей.

К понятию ресоциализация достаточно близко понятие «реабилитация», под которым, например, авторы сборника «Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков» понимают в социально-психологическом смысле как «возврат необходимых возможностей и способностей к здоровой и полноценной жизни в обществе самой личности освобожденного из мест заключения» [1]. В данном случае достаточно сложным является определение понятий «здоровая» жизнь и «полноценная» жизнь. В буквальном смысле «здоровая» жизнь означает жизнь без каких-либо заболеваний, и бесспорно, нам всем бы хотелось достичь такого состояния и для этих подростков, и для всех членов нашего общества, но, скорее всего, данная цель является иллюзорной. Недостижимым также является стремление к полноценной жизни, так как полноценность может определяться только самой личностью, для каждой личности критерии полноценности разные и стремиться к их достижению может только сама личность. Для того чтобы говорить о полноценности жизни в рамках реабилитации или ресоциализации, было бы необходимым определить какие-то минимальные границы такой полноценной жизни, что думается, весьма сложным.

Процесс ресоциализации рассматривается отдельными авторами в достаточно узком смысле. Так, например, В. Л. Васильев ставит процесс ресоциализации в один ряд с такими процессами, как «перевоспитание лиц, совершивших преступления, приобщение их к трудовой деятельности и нормальной социальной среде, отслеживание динамики личности осужденного, разработка рекомендаций по перевоспитанию и ресоциализации осужденных» [2]. Таким образом, ресоциализация в данном понимании является отдельным направлением общей работы с осужденным. Думается, что такой подход сводит процесс ресоциализации только к адаптации осужденного в обществе. С этим нельзя согласиться, т.к. адаптировать человека, освобождающегося из мест лишения свободы в обществе можно только посредством его исправления, приобщения к трудовой деятельности и к нормальной социальной среде и т.д.

Мы рассматриваем ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей как целенаправленный процесс возвращения и приобретения необходимых возможностей и (или) способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего с соблюдением норм права. Данный процесс направлен на восстановление индивида в качестве социализированного члена общества с целью недопущения рецидива правонарушений.

Социальная, педагогическая, правовая, юридическая, воспитательная, психологическая работа с несовершеннолетними, совершившими преступления, направленная на предупреждение совершения ими новых преступлений является важным направлением профилактической работы. Именно эти направления работы составляют суть ресоциализационной работы с подростками, совершившими преступления и находящимися в местах лишения свободы.

Ресоциализация – сложное многофункциональное явление, результат которого – приспособление индивида к жизни в социуме. Следовательно, процесс ресоциализации растянут во времени и может быть разделен на отдельные этапы. Разумеется, это деление условно, так как она представляет собой процесс, протекающий непрерывно.

Читайте также:  Аденоиды симптомы у взрослых, причины и лечение медикаментозное и народными средствами

Основываясь на имеющемся научном понимании вопроса, можно предложить следующую структуру процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей с учетом ведущей роли основных социальных институтов [3]:

1) начальная ресоциализация. Предполагает ломку стереотипа «правонарушитель», «трудный подросток», т. е. в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор имела для него исключительную значимость. На данном этапе реализуется целеполагающая функция ресоциализации, в результате чего появляется возможность изменить вектор поведения личности несовершеннолетнего правонарушителя с преступного на социально одобряемый;

2) частичная (неустойчивая) ресоциализация. В этот период возможны рецидивы асоциальных отклонений, которые чаще всего провоцируются инерционностью прежних социальных экспектаций, стереотипных оценок, инерцией общественного мнения, которое сложилось о несовершеннолетнем у ближайшего окружения. На данном этапе реализуются адаптивная и интегративная функции ресоциализации;

3) полная ресоциализация. Характеризуется завершением процесса ресоциализации. На этом этапе у подростка складываются достаточно твердые взгляды, убеждения, социальные ориентации, формируется самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, появляется стремление участвовать в общественно-полезном труде. При этом необходимо отметить, что стабилизирующая функция реализуется на всех этапах ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, потому что она относится не к личности правонарушителя, а к обществу в целом. Таким образом, процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей предполагает переориентацию их асоциальной направленности, формирование ценностно-нормативных представлений и соответствующих этим представлениям навыков социального поведения, формирование положительного социального статуса у бывшего правонарушителя.

– ресоциализация – это процесс, т.е. длящийся во времени, включающий в себя определенные стадии, смену состояний;

– целенаправленность процесса означает, что весь ход ресоциализации подчинен одной цели, исходя из которой и определяются оперативные цели и строятся задачи; цель ресоциализации определяется в самом понятии, т.е. возвращение и приобретение необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего с соблюдением норм права;

– возвращение необходимых возможностей и способностей. Большинство подростков, находящихся в местах лишения свободы, из неблагополучных семей, тем не менее, у каждого из них есть что-то позитивное в прошлом, на что можно опереться в процессе ресоциализации – это могут быть связи с близкими родственниками, знания, полученные в школе, умения, полученные в училище, в процессе работы, какие-то черты характера, творческие, спортивные способности, даже мечты и др.;

– это процесс приобретения необходимых возможностей и способностей. Прежде всего это получение профессии, выбор и нахождение мета работы, учебы; решение вопросов с жильем; получение правовых знаний и др. В данном случае речь идет о минимально необходимых возможностях и способностях. Причем возможности могут быть как более или менее объективные, т.е. не в полной мере зависящие от самого несовершеннолетнего, например, решение вопросов с жильем, возможность трудоустройства в регионе и др., с другой стороны, возвращение и приобретение способностей – это фактор субъективный, непосредственно зависящий от подростка, от его желания работать, учиться, поддерживать связь с родственниками, решать иные свои проблемы;

– процесс возвращения и приобретения необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего, его поведение должно соответствовать нормам права, которые устанавливает типовой стандарт нормального, с точки зрения юридической оценки, поведения в обществе.

Вся деятельность по ресоциализации несовершеннолетних должна строиться на принципах – это исходные начала, руководящие положения, основные требования, которые могут иметь общий и индивидуализированный характер. К общим принципам, т.е. распространяющимся на всех несовершеннолетних, относятся следующие [4]:

– комплексность подхода, т.е. участие в мероприятиях по ресоциализации не только специалистов различного профиля: юристов, педагогов, психологов, воспитателей, духовенства, но и людей из различных социальных групп, разного возраста; комплексность подхода означает не только участие специалистов различного профиля в работе с подростком, но и взаимодействие всех этих специалистов между собой, преследование общей цели в процессе ресоциализации, согласование мероприятий между собой, совместное анализирование всего процесса ресоциализации;

– поэтапность процесса ресоциализации означает, что эта деятельность носит плановый характер; мероприятия, осуществляемые в ходе этой деятельности, делятся, прежде всего, на два основных этапа: пенитенциарный и постпенитенциарный;

– систематичность – важный признак процесса ресоциализации, означающий, что мероприятия, осуществляемые в ходе ресоциализации идут непрерывно во времени; однако, необходимо отметить, что если на пенитенциарной стадии систематичность процесса ресоциализации достаточно реальна, то на постпенитенциарной не всегда осуществима;

– процесс ресоциализации должен быть максимально индивидуализирован, т.е. должен учитывать как субъективные факторы, так и некоторые объективные условия (например, регион проживания подростка, а также городская или сельская местность и др.); необходимо отметить, что индивидуализация наказания несовершеннолетнего есть гарантия успешности всего процесса ресоциализации;

– соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего в ходе ресоциализационного процесса позволит не только избежать негативного влияния двойных стандартов, когда, с одной стороны, подростка призывают к уважению прав окружающих, а, с другой стороны, унижают его достоинство, используют насилие, но и даст уверенность в важности соблюдения норм права, важности прав человека, самой личности человека;

– активное участие самого несовершеннолетнего в ресоциализационном процессе означает, что подросток становится не столько объектом сколько субъектом ресоциализаци; с одной стороны удается избежать «потребительства», а с другой стороны, узнать лучше подростка, его проблемы;

– активизация позитивного в несовершеннолетнем, т.е. найти что-то хорошее, позитивное, развить это и именно это должно стать стержнем процесса ресоциализации.

В соответствии с этими принципами происходит реорганизация деятельности социальных институтов по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, которая предполагает разработку и внедрение в широкую практику институтов образования и здравоохранения коррекционно-реабилитационных программ для несовершеннолетних правонарушителей, а также специализированную работу с семьей, воспитывающей подростка-правонарушителя.

Бесспорно, что степень ресоциализации каждого подростка зависит не только от ресоциализацион-ных программ, но и от его индивидуальных психологических установок, мировоззрения, характера, в конце концов какой-то конкретной ситуации. Однако, все осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, рано или поздно возвращаются в наше общество, и от того, какими они вернутся, зависит наше благополучие и будущее.

Список литературы:

  1. Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. СПб., 2001. – С. 4.
  2. Васильев В. Л. Юридическая психология. – СПб., 2002. – С. 627.
  3. Камилова Н. Г., Юлдашева Р.М. Принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – Вып. 2. – Т. 10. – 2012. – С. 41-42.
  4. Садовникова М.Н. Ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы: понятие и принципы // Сибирский юридический вестник. – 2004. – № 2. – С. 82-83.[schema type=»book» name=»РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ» description=»В статье рассмотрено понятие «ресоциализация», основные признаки, стадии и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.» author=»Привалова Виктория Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]
Ссылка на основную публикацию
Рентген-диагностика остеопороза признаки и степень проявления
Рентген-диагностика остеопороза Остеопороз – это патология, разрушающая кости. В итоге становится меньше остеоцитов, минералов, разрушаются твердые ткани. Это приводит к...
Рекомендации и памятка пациенту с ревматоидным артритом если вам назначили метотрексат
Пластическая хирургия Хирургия красоты plastysurgery.ru заявка на лечение клиники хирурги сотрудничество контакты карта сайта ПРЕПАРАТЫ ХИМИОТЕРАПИИ - МЕТОТРЕКСАТ plastysurgery.ru Метотрексат...
Рекомендации пациентам, страдающим пиелонефритом, дисметаболической нефропатией, мочекаменной болезн
Пиелонефрит: диета и образ жизни Пиелонефрит относится к заболеваниям, спровоцированным вредоносными бактериями. Это воспалительный процесс, который поражает внутреннюю ткань паренхимы...
Рентгенограмма (эзофагография) при кольце Шацкого
Народные средства и травы для лечения и профилактики изжоги Изжогой называют ощущение жжения за грудиной, которое вызвано забросом части содержимого...
Adblock detector