Небольшой экскурс в тайны мозга

vova_91

Всё самое интересное в одном журнале

Многие люди ошибаются, когда думают, что они думают. Они мыслят перифериями мозга, тогда как для максимальной мыслительной активности нужно заставлять работать лобные доли.

Что такое лобные доли?

Лобные доли мозга расположены чуть повыше глаз, сразу за лобной костью. Последние иссследования доказали, что именно лобные доли можно назвать «венцом творения» нервной системы человека. В ходе эволюции наш мозг увеличился в среднем в три раза, тогда как лобные доли — в шесть раз. Интересно, что в неврологической науке начала ХХ века превалировала довольно наивная точка зрения: исследователи считали, что лобные доли не играют никакой роли в работе мозга. Их презрительно называли бездействующими. Подобные представления не позволяли понять значение лобных долей, которые в отличие от других отделов мозга не связаны ни с какими легко определяемыми узкими функциями, присущими другим, более простым областям коры головного мозга, например сенсорным и моторным. Более поздние исследования доказали, что именно лобные доли координируют действия других нейронных структур, поэтому лобные доли также называют «дирижером головного мозга». Только благодаря им весь «оркестр» способен «играть» слаженно. Нарушение же в работе лобных долей мозга чревато серьезными последствиями.

Почему их важно развивать?
Лобные доли регулируют поведение высшего порядка — определение цели, постановку задачи и поиски путей её решения, оценку результатов, принятие сложных решений, целеустремлённость, лидерство, ощущение своего Я, самоидентификацию. Повреждение лобных долей мозга может привести к апатии, безразличию, инертности. В те времена, когда неврологические синдромы лечили преимущественно при помощи лоботомии, было замечено, что у человека после поражения лобных долей может сохраниться память, сохраниться моторика, но может полностью пропасть любая мотивация и понимание социальной обусловленности действий. То есть человек после лоботомии мог выполнять свои функции на рабочем месте, но он просто не шел на работу, поскольку не видел в этом необходимости. Вне зависимости от склада ума, характера и предпочтений, кора лобных долей имеет встроенные функции, которые есть по умолчанию: концентрация и произвольное внимание, критическое мышление (оценка действий), социальное поведение, мотивация, постановка целей, разработка плана достижения целей, контроль выполнения плана Лобные доли мозга считаются средоточием процессов, лежащих в основе произвольного внимания. Нарушение их работы подчиняет действия человека случайным импульсам или стереотипам. При этом заметные изменения затрагивают и саму личность пациента, а его умственные способности неизбежно снижаются. Особенно тяжело сказываются такие травмы на личностях, основа жизни которых – творчество, – создавать что-то новое они уже не в состоянии. Когда в научных исследованиях стал применяться метод позитронно-эмиссионной томографии, Джоном Дунканом (нейропсихологом из Отделения наук о мозге в Кембридже, в Англии) именно в лобных долях был обнаружен так называемый «нервный центр интеллекта».

Основные пути развития
Для развития лобных долей мозга, которые у большинства людей в повседневной жизни находятся как бы в «спящем режиме», есть множество методик. Во-первых, нужно выполнять упражениея, усиливающие кровоснабжение мозга. Например, играть в настольный теннис. В Японии проводилось исследование, показавшее, что 10 минут занятий пинг-понгом значительно увеличивают кровообращение в лобной коре. Крайне важна диета. Нужно есть чаще, но понемногу, поддерживать уровень сахара в крови сложными углеводами, нежирными белками и полезными (ненасыщенными) жирами. Нужно проводить работу над вниманием и тренировать способность его удерживания на протяжение долгого времени. Важной составляющей тренировки лобных долей является планирование и четкое целеполагание. Поэтому хорошо научиться составлять список дел, график работы. Это будет тренировать лобные доли. Также хорошо помогает в этом деле решение несложных арифметических упражнений, ребусов. В общем и целом, нужно заставлять мозг работать, чтобы он не пребывал в спящем состоянии.

Медитация

Теперь по порядку. Для развития лобных долей полезна медитация. Это доказывают многочисленные исследования. Так, в исследовании, проведенном специалистами из Гарвардского университета, 16 человек в течение 8 недель занимались в Массачусетском университете по специально разработанной программе медитации. За две недели до и через две недели после программы исследователи просканировали мозг участников с помощью МРТ. Добровольцы каждую неделю ходили на занятия, где их обучали медитации, целью которой являлось безоценочное осознание своих ощущений, чувств и мыслей. Кроме того, участникам выдали аудиоуроки по медитативной практике и попросили записывать, сколько времени они проводили, занимаясь медитацией. Участники эксперимента медитировали в среднем по 27 минут каждый день. Согласно результатам теста, за 8 недель у них повысился уровень осознанности. Кроме того, у участников увеличилась плотность серого вещества в гиппокампе, области мозга, отвечающей за память и обучение, и в структурах мозга, связанных с самосознанием, состраданием и самоанализом. Также у добровольцев из экспериментальной группы снизилась плотность серого вещества в миндалине, зоне мозга, связанной с беспокойством и стрессом. Исследователи из медицинской школы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, также изучавшие связь между возрастом и серым веществом в двух группах людей, пришли к вывыоду, что медитация помогает сохранить объем серого вещества мозга, в котором содержатся нейроны. Ученые сравнили мозг 50 человек, которые медитировали в течение многих лет, и 50 человек, которые никогда этим не занимались. Доктор философии Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина в ходе своих исследований пришел к выводу, что во время медитации левая часть префронтальной коры головного мозга показывает повышенную активность.

Читайте также:  Современные методы диагностики и лечения нейрогенных опухолей забрюшинного пространства (обзор литер

Молитва
Молитва, как и медитация, способна улучшить способности мозга. Доктор медицинских наук Эндрю Ньюберг, руководитель исследований в Myrna Brind Center интегративной медицины в медицинском колледже и больнице университета Томаса Джефферсона, на протяжении десятилетий изучал невротическое влияние религиозного и духовного опыта. Для того, чтобы изучить влияние молитвы на мозг, он вводил человеку во время молитвы безвредный радиоактивный краситель. По мере активации различных областей мозга, краситель перемещался туда, где активность была особенно сильной. На фото видно, что наибольшая активность во время молитвы наблюдается именно в лобных долях мозга. Доктор Ньюберг пришел к выводу, что все религии создают неврологический опыт, и, хотя Бог невообразим для атеистов, для религиозных людей Бог так же реален, как и физический мир. Ученые заключил: «Таким образом, это помогает нам понять, что интенсивная молитва вызывает специфический отклик клеток мозга, и эта реакция делает трансцендентный мистический опыт научным фактом, конкретным физиологическим явлением».

Изучение языков
Изучение второго языка в детстве дает преимущества на всю жизнь. Это отличная «подпитка для мозгов», которая улучшает мышление и память. Исследования показали, что двуязычные школьники обладают большими способностями в запоминании и усвоении информации, чем их одноязычные одноклассники. Согласно результатам исследования, опубликованном в издании NeuroImage – изучение языков способствует росту гиппокампа. Это часть лимбической системы головного мозга, которая отвечает за эмоции и память. Изучение иностранных языков в пожилом возрасте помогает отстрочить деменцию памяти и сократить вероятность болезни Альцгеймера.

Спорт
Как ни притягателен образ измученного недоеданием и долгим сидением за работой гения, стоит сказать, что он далек от правды. Умнейшие люди во все века посвящали значительную часть своего времени физическим упражнениям. Ганеман, создатель гомеопатии, в своей автобиографии писал: «И здесь я не забывал заботиться физическими упражнениями и свежим воздухом о той самой силе и энергии тела, которая одна лишь способна противостоять нагрузке умственных упражнений». Греческое понятие «калокагатии», когда ценность человека определяется сочетание как его духовного, так и физического развития было придумано не случайно. Физическая активность так же необходима мозгу, чтобы развиться, как и корпение над учебниками. В 2010 году в журнале «Neuroscience» были описаны данные экспериментов над обезьянами.Те из них, кто делал физические упражнения, усваивали новые задачи и выполняли их в два раза быстрее чем те приматы, которые не делали зарядки. Физические упражнения улучшают нейронные связи в мозгу, усиливают кровоток и способствуют более продуктивной работе мозга.

Солнечные ванны
Все прекрасно знают, что существуют вещества, стимулирующие работу мозга. Но не стоит думать, что все эти вещества запрещены законом или наносят вред нашему организму. Прежде всего, набраться сил вашему мозгу помогут витамины. Американские исследователи из Национального Института Психического Здоровья доказали удивительную эффективность витамина D. Он ускоряет рост нервных тканей мозга. Витамин D положительно влияет именно на лобные доли, которые отвечают в том числе за память, обработку и анализ информации. К сожалению, анализы доказали, что большинству взрослых людей сегодня не хватает витамина D. Между тем, получить нужную дозу не так уж сложно: витамин D вырабатывает наш организм под воздействием солнечных лучей. На крайний случай подойдет и солярий.

«Эффект Моцарта»
То, что музыка Моцарта положительно влияет на метаболизм организма и мозговую активность было доказано серией исследований. Сначала музыкой австрийского композитора «заряжали» одну группу растений, вторая тестовая группа росла без музыкального сопровождения. Результат был убедительным. Растения-меломаны созревали быстрее. Потом музыку Моцарта слушали лабораторные крысы, они быстро «умнели» и проходили лабиринт значительно быстрее, чем крысы из «тихой» группы. Испытания на людях также проводились. Те, кто слушал Моцарта, в ходе эксперимента улучшили свои результаты на 62 %, люди из второй группы — на 11%. Это явление было названо «эффектом Моцарта». Установлено также, что прослушивание произведений гениального австрийца беременными женщинами положительно влияет на развитие плода и протекание беременности. Сделайте прослушивание Моцарта своим хобби. Достаточно слушать в день по 30 минут Моцарта, чтобы заметить результат уже через месяц.

Сон
Сон не только дарит покой нашему телу, он также позволяет «перезагрузиться» мозгу, по- новому взглянуть на стоящие перед ним задачи. Учеными из Гарвардского университета доказано, что после сна люди решали стоявшие перед ними задачи на 33% эффективнее, легче находили связи между объектами или явлениями. Ну и наконец, ученые доказали пользу дневного сна. Конечно, очевиднее всего она для детей: те малыши, которые спят между выполнением различных упражнений, делают их лучше и быстрее чем те, которые были лишены отдыха. Но и для взрослых дневной сон остается полезным и актуальным.

Читайте также:  Что делать при тошноте 12 простых советов - Лайфхакер

Ребенок плохо пишет? 10 упражнений от нейропсихолога

Как запоминать словарные слова и грамотно писать в начальной школе

Гюзель Абдулова тренер по развитию памяти и внимания, нейропсихолог, руководитель школы «Супермозг»

Если ребенок плохо пишет — переставляет или пропускает буквы, делает «глупые» ошибки в хорошо знакомых словах — учителя начальных классов обычно советуют «больше заниматься», мол, со временем количество перейдет в качество. А вот нейропсихологи считают, что простое переписывание мало что дает для развития лобных долей мозга — именно из-за этого страдает письмо. И предлагают свои задания, которые помогут писать грамотно и аккуратно.

Как связаны мозг и рука

Треть площади двигательной коры головного мозга принадлежит проекции кисти руки, которая, в свою очередь, находится рядом с речевой зоной. Именно эти два факта: размер проекции кисти руки и её непосредственная близость к речевой зоне — дали учёным основание полагать, что развитие кисти руки приводит к формированию и развитию речевых навыков. Но как этот факт поможет писать грамотно?

Чтобы запомнить словарное слово, произносим его по слогам, одновременно отбиваем ритм пальцами правой руки по ладони левой руки. Благодаря отбиваемому ритму возникает ощущение, что голос звучит в голове, и восприятие, понимание, запоминание усиливаются.

Попробуйте произнести слово «мороженое» по слогам:

А теперь проговорите, отбивая ритм. Чувствуете разницу? Дети с удовольствием берут этот приём для запоминания и проверки написания слов.

Часто встречается такая несогласованность: мозг работает быстрее, чем рука, что приводит к ошибкам, недописыванию слов или перестановкам букв, слогов. По этой причине почерк становится неразборчивым либо, наоборот, письмо очень медленное, хотя и аккуратное.

Всё дело в слабой межполушарной связи, низком уровне самоконтроля и произвольности движений из-за задержки развития лобных долей коры головного мозга. Данную особенность вполне можно корректировать в домашних условиях. Для этого можно ежедневно выполнять следующие задания.

«Дети должны знать: если задачу сложно решить, значит, мозг над ней работает»

Как связаны мотивация и изучение математики? Об этом доцент департамента психологии ВШЭ, руководитель лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития Neuropsy Lab Мари Арсалиду рассказала корреспонденту интернет-издания «Мел».

  • Сегодня работа мозга стала научно-популярной темой, хотя ещё недавно считалось, что понять, как он функционирует, очень сложно. Что даёт учёным уверенность в результатах своих исследований?

Когда-то учёные узнавали о работе мозга, только если им встречался кто-то, получивший травму. Например, человек повредил левую лобную долю, и у него появились проблемы с речью — они делали вывод, что эта область мозга отвечает за нашу речевую деятельность.

Только 20-25 лет назад стал распространяться метод компьютерной томографии, который позволяет нам видеть у здоровых людей все области мозга и анализировать кровоток в них с точностью до секунд. Мы можем делать выводы на основании этих экспериментов.

Собранные данные уже позволили опровергнуть предположение о том, что каждая зона отвечает только за одну функцию. Мы видим, что на выполнение задачи часто работает «сеть» из областей, для её решения они активируются все вместе. Одна и та же область может активироваться для решения разных типов задач.

  • Если говорить об изучении математики, как новые открытия нейроучёных могут помочь преподавателям?

Наши исследования показывают (и это совершенно новые данные, с которыми мы ещё только начинаем работать), что зоны, которые отвечают за мотивацию и эмоциональные переживания, работают и при решении математических задач некоторых видов. В частности, я имею в виду островковую долю — часть коры головного мозга, длинное тонкое тело, которое присутствует в обоих полушариях. Она связана с лобной долей.

Раньше мы знали, что она отвечает за базовые вещи, необходимые для выживания: дать организму понять, что он испытывает голод или жажду — и должен найти еду или воду, передавать ощущения в различных частях тела.

Теперь выяснилось, что за это отвечают её средние части, а другая часть, расположенная ближе к префронтальной коре, активируется при различных видах когнитивной деятельности. Когда нам необходимы мотивация, внимание, сосредоточение усилий, реакция на обещанное вознаграждение, когда нужно принять решение или вынести суждение.

Теперь мы видим, что внутренние части этой зоны работают и при выполнении математических задач — как взрослыми, так и детьми. Данные мы получаем с помощью функциональной МРТ (фМРТ), в том числе мы сделали метаанализ различных исследований того, как работает мозг детей до 14 лет.

  • Что с этой информацией может сделать учитель или родитель?

По сути, у нас появилось научное обоснование того, как мотивация может помочь в изучении математики. Хотя хороший учитель и многие родители уже знали, что умение правильно мотивировать ребёнка — половина успеха. Догадываться — это одно, а видеть конкретные результаты компьютерных исследований — совсем другое.

Читайте также:  12 лучших пробиотиков - Рейтинг 2020

Математика для детей может быть сложной и непонятной, и это нормально. Вместо того, чтобы их ругать и указывать на ошибки, нужно всегда выбирать конструктивный тон, хвалить за достижения, а в нерешённых задачах видеть области потенциального развития. Тогда и дети научатся смотреть на это так же. Столкнувшись с трудностями, они скажут себе «я ещё этого не умею, но у меня обязательно получится, если я буду стараться».

  • Разве это может работать для всех в классе одинаково?

Да и нет. Мотивация работает. Но главный предмет моих исследований — когнитивные компетенции. Проще говоря, я изучаю, сколько всего одновременно человек может удержать в голове и как это работает. Скажем, в классе всегда есть дети, которые следят за учителем и воспринимают всё, что он говорит. Есть те, кто опережает и предугадывает, потому что у них высокие умственные способности, а есть те, кто отстаёт.

Наша задача — понять, как можно помочь тем, кому сложнее, что может облегчить для них познавательный процесс

Одновременно с этим мы думаем, как дать достаточно сложную задачу тем, кто может заскучать, решая задания среднего уровня.

В этом помогает работа в группах и просто подбор индивидуальных заданий в соответствии с уровнем ребёнка. Конечно, раньше это отнимало огромное количество сил у учителей. Теперь технологии уже достигли того уровня, когда выбрать задание ученику в соответствии с его уровнем стало намного легче. Можно использовать онлайн-ресурсы — будь то Яндекс.Учебник, если говорить о российской начальной школе, или любые другие сайты, где есть интересные интерактивные задания.

  • Уже стало известно, какая часть мозга отвечает за талант к математике?

Этого мы пока не знаем, хотя и хотели бы узнать. По статистике, 60% детей имеют средние математические способности, 7% — выдающиеся. Мы хотим изучать этих детей, чтобы понять, почему их мозг работает лучше в этом направлении. Значит ли это, что какие-то области у них функционально развиты лучше, чем у сверстников, или вообще работают по другому? Для исследования, которое поддерживается Российским научным фондом, мы используем МРТ, а также отслеживание направления взгляда и УЗИ мозга.

Есть другой важный момент, о котором мы узнали недавно, по результатам ещё одного метаанализа. Как известно, лобные доли головного мозга созревают позже. Даже у молодых людей, которым уже исполнилось 19-20 лет, они продолжают расти. Раньше учёные полагали, что определённые операции ребёнку сложно выполнить, потому что эта область ещё недостаточно созрела. Но последние данные говорят о том, что в такой ситуации мозг «перенаправляет» задачу в другие области. У детей разного возраста — в разные области мозга, в зависимости от того, насколько сложной мозгу кажется конкретная задача.

Предположим, мы просим посчитать среднестатистического десятилетнего ребёнка, сколько будет 3 + 4. Скорее всего, ему это легко, и он быстро назовёт правильный ответ. Выполнять сложение будет часть мозга, которая отвечает за лёгкие задачи. А теперь попросим сделать то же самое ребёнка 5-6 лет, который только начал осваивать арифметику. Он уже знает числа, но ему придётся затратить больше усилий или даже посчитать на пальцах, поэтому будут активированы другие части лобной доли. Именно поэтому нам не удавалось получить каких-то согласующихся между собой данных до настоящего времени.

Можно думать об этом в двух категориях, потому что точного ответа пока ни у кого нет. Первая: чем выше сложность математической задачи, тем выше активность определённой области коры мозга, в частности теменной доли. Именно она чаще всего участвует в обработке чисел, и очень хорошо изучена. Второй способ: всё зависит от стратегии, которую выбирает мозг. Возможно, он перенаправит задачу в другую часть мозга.

  • Может ли работа с нейропсихологом помочь детям, которым тяжело даётся математика?

Я считаю, что может. Но ещё важнее, чтобы все дети, даже те, чьи родители не могут себе позволить обратиться к специалисту, понимали, как работает их мозг. Взрослые тоже должны принимать это во внимание. Детям нужно знать: если им сложно решить задачу или понять тему, это происходит ровно потому, что их мозг над ней работает. Если они продолжат заниматься, нейроны натренируются в этом виде деятельности, и всё получится. Хорошо, если дети понимают: ага, для решения этой задачи мне надо задействовать островковую долю.

Наш мозг любит учиться, и поэтому достижение результата в учёбе для него — само по себе вознаграждение, без внешних стимулов. Если у родителей есть время, они могут заниматься с детьми и сами. Сейчас онлайн можно найти огромное количество полезной информации, бесплатно или почти бесплатно. И повторюсь, главное — оказывать максимальную поддержку, вдохновлять детей, стараться их заинтересовать. Наш мозг любит интересные задачи, а не обязательные.

Ссылка на основную публикацию
Небилонг (Nebilong) — инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побочные дейст
Купить Небилонг таблетки 5мг №50 в аптеках Цена действует только при заказе на сайте Цены на сайте отличаются от цен...
Наталья Раппопорт — дочь Кобзона (фото) семья, дети, личная жизнь
Наталья Раппопорт: биография дочери Кобзона, личная жизнь, чем занимается и свежие фото 2020 года Наталья Раппопорт — дочь легендарного артиста...
Натекаль Д3 в лечении латентной тетании, ассоциированной с психовегетативным синдромом
ГИПОПАРАТИРЕОЗ Классификация МКБ-10 (Е20) Определение. Гипопаратиреоз (ГПТ) – заболевание, связанное с дефицитом паратгормона вследствие гипофункции паращитовидных желез и проявляющееся гипокальциемией,...
Небольшой экскурс в тайны мозга
vova_91 Всё самое интересное в одном журнале Многие люди ошибаются, когда думают, что они думают. Они мыслят перифериями мозга, тогда...
Adblock detector