Разработка урока по биологии «Роль тромбоцитов в свертывании крови» (8 класс).
Данный архив содержит конспект, презентацию урока по биологии на тему «Роль тромбоцитов в свертывании крови», которые составлены для учащихся 8 класса, согласно типовой учебной программе по предмету «Биология» (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к ЕНТ, ЕГЭ и ВОУДу.
Просмотр содержимого документа
«Роль тромбоцитов в свёртывании крови . 8 класс.»
Поурочный план Дата Класс ____8-ые____
Урок 29 биологии
Тема урока Роль тромбоцитов в свёртывании крови (слайд 1).
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учащихся с ролью тромбоцитов в свертывании крови.
Задачи урока:
Образовательные: рассмотреть взаимосвязь строения и функций тромбоцитов; раскрыть их роль в свертывании крови, познакомить с факторами, влияющими на данный процесс;
Развивающие: совершенствовать умения самостоятельно работать с текстом учебника, сравнивать, выделять главное, обобщать, анализировать, делать выводы, мыслить логически;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, самостоятельности в получении знаний.
Оборудование: таблицы «Кровь», «Свертывание крови», «Электронное пособие по биологии» ( ISBN 978-601-7438-01-2), презентация, приложения, физминутка для глаз.
Методы обучения: частично поисковый, проблемный, репродуктивный, информационно- поисковый.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах.
«Самое ценное для человека – его собственный опыт».
Содержание учебного материала
Подготовка к ВОУД, ЕНТ
Задания на развитие функциональной грамотности
Индивидуально-коррекционная работа
I . Орг.
Здравствуйте ребята! Садитесь! Сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь, вот с таким хорошим настроением начнём наш урок.
II . Актуализация знаний
1). Перечислите функции крови.
2). Назовите клетки крови.
3). Почему эритроцитов в крови намного больше, чем лейкоцитов?
4). Почему появилось выражение «голубая кровь» аристократов?
5). В чём связь строения и функции эритроцитов?
6). Почему в высокогорных местностях количество эритроцитов увеличивается?
Б). Биологическая эстафета по понятиям (слайд 2):
Внутренняя среда организма
Форменные элементы крови
В). Работа по вариантам (слайды 3- 5):
Выберите и зашифруйте правильные ответы:
1. Фибриноген 4. Гемоглобин 7. Вода
2. Лейкоциты 5. Сыворотка
3. Плазма 6. Эритроциты
1. Вещество составляющие 90% массы плазмы.
2. Белок, придающий крови красный цвет.
3. Растворимый белок крови.
4.Жидкая часть крови.
5. Красные безъядерные клетки.
6. Белые ядерные клетки крови.
7. Плазма крови, лишённая фибриногена.
(1 – 7; 2 – 4; 3 – 1; 4 – 3; 5 – 6; 6 – 2; 7 – 5).
Вместо точек вставьте слова и запишите их в тетрадь под соответствующими номерами:
1) Подержания внутренней среды организма …
2) Безъядерные форменные элементы клетки, содержащие гемоглобин …
3) В состав эритроцитов входит белковое вещество …
4) Бесцветные, ядерные, форменные элементы крови …
5) Явление поглощения и переваривание лейкоцитами микробов …
6) Плазма без фибриногена….
7) В плазме содержится … % воды.
(1 – гомеостаз; 2 – эритроциты; 3 – гемоглобин; 4 – лейкоциты;
5 – фагоцитоз; 6 – сыворотка; 7 – 90%)
Шкала оценивания:
«0» ошибок – оценка «5»;
III . Мотивация
Человеческая кровь – это сложная внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью и состоящая из форменных клеток: лейкоцитов и эритроцитов. Но особо важную роль в ее составе играют самые мелкие клетки – тромбоциты, с которыми мы сегодня познакомимся на уроке.
Откройте тетради, запишите тему урока « Роль тромбоцитов в свёртывании крови» (слайд 6).
Глядя на тему, сформулируйте самостоятельно цель урока.
Что мы сегодня должны узнать на уроке? (учащиеся самостоятельно формулируют цель урока).
IV . Изучение
А). Основные понятия и термины на уроке (слайд 7).
Б). История открытия тромбоцитов (сообщение учащихся) (слайд 9).
В). Строение тромбоцитов (слайд 10).
Используя материал на странице 124 учебника под редакцией Р.Алимкуловой и таблицу «Форменные клетки крови», дайте характеристику тромбоцитам, работая в парах.
Тромбоциты – (от греч. «тромбос» — пробка, сгусток) — бесцветные, безъядерные, округлой или овальной формы пластинки диаметром 2- 4мкм. В 1 мл крови – 180 -320 тыс. тромбоцитов. Образуются в красном костном мозге, живут 5-7 дней, разрушаются в селезенке.
А знаете ли Вы, что
если бы все тромбоциты человека сложить в ряд, то расстояние составит 2500 км — как от Москвы до Парижа.
Г. Свертывание крови — защитная реакция организма. Образование тромба (слайды 11- 15).
1. История открытия свертывания крови (сообщение учащихся).
Свертывание – защитное приспособление, предохраняющее организм от потери крови.
Используя материал на странице 124 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, составляем схему «Образование тромба»:
Повреждение сосудов→ разрушение тромбоцитов → выделение факторов свертывания →фибриноген→ фибрин →тромб.
Повреждение стенки сосуда
Ферменты плазмы (глобулины)
Тромб
Тромбопластин – белок – фермент, образуется при разрушении тромбоцитов.
Са 2+ – ионы кальция, присутствующие в плазме крови.
Протромбин – неактивный белок – фермент плазмы крови, образуется в печени.
Тромбин — активный белок – фермент.
Фибриноген – белок, растворенный в плазме крови, образуется в печени.
Фибрин – волокна белка, нерастворимые в плазме крови (тромб).
Ретрактозин – фермент, выжимающий сыворотку из тромба, а форменные элементы
остаются. Волокна тромба сокращаются.
Д). Факторы, влияющие на свертывание крови (слайды 16 — 17).
Используя приложения № 2 и 3, работая в группах, обсудите, ответьте на вопрос:
Какие факторы влияют на процесс свертывания крови? (преобразование белка фибриногена в фибрин) и выпишите в тетради вещества, препятствующие свертыванию крови и причины несвертываемости крови.
1. Вещества, препятствующие свертыванию крови (слайд 16):
антикоагулянты – химические вещества и лекарственные средства, препятствующие свертыванию крови;
полисахарид гепарин (в печени, легких, сердце, щитовидной железе) используется в медицине для хранение донорской крови, лечения тромбозов;
белок фибринолизин в сыворотке крови, растворяет фибрин;
соли лимонной, щавелевой кислоты; гирудин (содержится в слюне пиявок) тормозят свертывания крови.
2. Причины несвертываемости крови (слайд 17):
недостаток ионов кальция, витамина К (вырабатывается микрофлорой кишечника);
тяжелые заболевания печени;
наследственные заболевания (гемофилия);
при «неправильном» переливании крови перелитые эритроциты несут чужеродные антигены, поэтому они пожираются местными фагоцитами. Массовое разрушение эритроцитов приводит к свертыванию крови прямо в сосудах.
(При «правильном» переливании крови чужеродными частицами оказываются перелитые антитела (агглютинины), их уничтожение местными фагоцитами не приводит к отрицательным последствиям).
Е). Гемофилия (слайды 18 – 20).
Все ли люди имеют такой защитный механизм, как свертывание крови?(сообщение учащихся).
После прослушивания сообщения о гемофилии, учащиеся записывают в тетради определение гемофилии.
Гемофилия— это неспособность крови к свертыванию в результате отсутствия в плазме особых белков.
Работа в группах
V . Физминутка
(слайд 21):
Физминутка для глаз.
VI . Закрепление:
1. Почему свернувшаяся кровь красная?
2. Почему свертывание — защитная реакция организма?
3. Может ли свернуться кровь внутри сосудов? При каких условиях? Чем опасно это свертывание?
Б). Вставьте пропущенные слова (слайд 22):
При разрушении тромбоцитов, происходит выделение _______, в присутствии которого и ионов_____ , и ферментов плазмы _____ происходит превращение _____ в _____, под
действием которого ______ превращается в _______________ и образуется сгусток крови.
Плазма крови без _____ называется _____.
Ответ:
тромбопластин, Са 2+ , глобулин, протромбин, тромбин, фибриноген, фибрин, фибриноген, сыворотка.
VII. Подведение итогов:
( слайд 23).
Учащиеся самостоятельно, работая в малых группах, делают выводы урока.
1. Тромбоциты — уплощенные безъядерные клетки крови участвующие в процессе свертывания крови.
2. Свертывание крови — это защитная реакция организма, выражающаяся в остановке кровотечения (образовании сгустка) при повреждении сосуда.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Работа в малых группах
( слайд 24).
Творческое задание:
составьте ребус по теме «Роль тромбоцитов в свертывании крови».
IX . Рефлексия:
( слайды 25 — 26).
Что нового я узнал сегодня на уроке?
Что было особенно интересным и познавательным?
В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?
Литература и Интернет- ресурсы:
Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2008, 288с.
«Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2).
Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат – Школа», М.,1998, 204с.
Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815.
А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.
ГА.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.
М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.
В.А.Липченко, Р.П.Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1988, 320с.
И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с
yandex.kz/images› рисунки тромбоцитов
yandex.kz/images› рисунки свертывание крови
900igr.net › …biologija…krov… Svertyv anie- krovi .html
prezentacii.org › …po… svertyv anie- krovi .html
ppt4web.ru › Биология › svertyv anie- krovi .html
Приложение № 1:
В марте 1842 года во Франции Александр Донне сообщил об открытии новых форменных элементов, которых он назвал кровяными пластинками . Но в то время считали, что эти мельчайшие частицы не играют никакой роли в организме. Детально их описал итальянский врач Биццоцеро в 1882 году. Кровяные пластинки стали называть бляшками Биццоцеро. Джулио Биццоцеро (1846–1901). Врач, патолог и гигиенист, отец итальянской гистологии. Окончил Павийский университет в 20 лет, через год (!) возглавил в нем лабораторию экспериментальной патологии, а в 26 лет основал в Турине Институт общей патологии. Один из пионеров применения микроскопа в медицине и описания микроскопической структуры тканей. Его имя связывают с открытием роли тромбоцитов (бляшек Биццоцеро) в свертывании крови и десмосом (узелков Биццоцеро) в шиповатых клетках эпидермиса. Биццоцеро известен также благодаря работам по гемопоэзу и глазному фагоцитозу.
Приложение № 2:
Свертываемость крови первым начал изучать Александр Шмидт. В то время существовало несколько гипотез, связанных с причинами свертывания крови. Самой распространенной была гипотеза о том, что кровотечение останавливается из-за соприкосновения с атмосферным воздухом. Также считали, что кровь свертывается вследствие нагревания или из-за того, что кровь, выпущенная из сосуда, становится неподвижной.
Шмидт видел причину не во внешних воздействиях, а в свойствах самой крови.
Рассматривая под микроскопом сгустки крови, образованные после ранения сосудов, Шмидт видел волокна – фибрин. В 1859 Шмидту удалось выделить вещество, активизирующее предшественника фибрина – фибриногена. Он назвал его фибринородным (впоследствии его назвали тромбином). Шмидт открыл сам механизм свертывания крови: сначала в крови появляется тромбин, он действует на фибриноген, превращая его в фибрин. Шмидт думал, что тромбин образуется в результате распада лейкоцитов. Несмотря на эту ошибку, Александра Шмидта считают создателем первой школы коагуологии (науки о свертывании крови) в России.
Дело Шмидта продолжил немецкий врач Пауль Моравиц. В 1904 году он опубликовал статью о том, что в свертывании крови ключевую роль играют кровяные пластинки с помощью протромбина, превращающегося в тромбин только под воздействием ионов кальция.
В 1914 году американский хирург Харуэлл взялся за изучение антисвертывающей системы, которая препятствует образованию тромбов. В 1916 году ему удалось выделить вещество, предупреждающее свертывание из печени собаки. Это вещество было названо гепарином. Его стали синтезировать с 1933 года и с тех пор активно используют в медицине.
В тридцатых годах был открыт новый витамин – витамин К, авитаминоз которого ведет к снижению уровня протромбина в три раза.
В середине века в разных точках мира были отрыты 13 плазменных факторов свертывания крови. В 1966 была сформулирована теория последовательной активации факторов свертывания.
Приложение № 3.
Антикоагулянты — вещества, замедляющие свертывание крови. Гепарин представляет собой мукополисахарид, вырабатываемый в организме тучными (базофильными) клетками. В большом количестве он содержится в печени, легких, в меньших количествах — в скелетных мышцах, сердечной мышце и селезенке. Гепарин постоянно присутствует в животном организме и проявляет характерный для него эффект — препятствует свертыванию крови. Гирудин — продукт, вырабатываемый шейными железами пиявок. Гирудин предотвращает свертывание крови благодаря тому, что препятствует действию тромбина на фибриноген. Гирудин не выпускается как лекарственный препарат. Для лечебных целей применяются живые пиявки. Белок фибринолизин в сыворотке крови, растворяет фибрин. Соли лимонной, щавелевой кислоты тормозят свертывания крови.
Приложение № 4.
Из всех нарушений свертываемости крови наиболее известен наследственный недуг гемофилия. Он поражает только мужчин, но женщины могут быть его носителями и передавать своим сыновьям. Впрочем, это довольно редкое заболевание, поражающее примерно одного мальчика из 10 000. Гемофилию порождает отсутствие в крови одного из свертывающих факторов, плазменного белка, известного как антигемофилический глобулин или фактор VIII . Даже мелкий порез может вызвать сильную кровопотерю, и больные нередко страдают от внутренних кровотечений без видимой причины. В прошлом большинство таких больных умирало в детстве. В наши дни им делают переливания крови и инъекции извлеченного из плазмы фактора VIII , что позволяет вести нормальный образ жизни.
Урок биологии 8 класс » Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции».
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Цели урока: познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.
— образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях; особенностях крови, плазмы крови; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «кровь», «плазма крови».
— развивающая: развивать умения учащихся обосновывать свое мнение; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; умения работать с микроскопом.
— воспитательная: воспитывать культуру общения; ; создать условия для развития интереса биологических знаний.
Оборудование: Таблицы “Ткани организма человека”, “Состав крови”, “Кровь человека”; микропрепараты, цифровой микроскоп, мультимедийное учебное пособие «Анатомия и физиология человека. Кровь – жидкая ткань». Видеофильм «Кровь», интерактивное оборудование, ПК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plazma_krovi_i_eyo_sostav._att.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Плазма крови, ее состав.
Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции.
Цели урока: познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.
— образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях; особенностях крови, плазмы крови; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «кровь», «плазма крови».
— развивающая: развивать умения учащихся обосновывать свое мнение; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; умения работать с микроскопом.
— воспитательная: воспитывать культуру общения; ; создать условия для развития интереса биологических знаний.
Оборудование: Таблицы “Ткани организма человека”, “Состав крови”, “Кровь человека”; микропрепараты, цифровой микроскоп, мультимедийное учебное пособие «Анатомия и физиология человека. Кровь – жидкая ткань». Видеофильм «Кровь», интерактивное оборудование, ПК.
Тип урока: комбинированный.
1. Проверка знаний:
Внутренняя среда организма, её состав и значение.
1. Опрос «Учитель-ученик»
-Почему клетки организма не получают необходимые для их жизнедеятельности вещества непосредственно из крови?
-Почему содержание тканевой жидкости в организме значительно превышает остальные компоненты?
-Почему количество тканевой жидкости не уменьшается, несмотря на то, что клетки постоянно получают из неё питательные вещества и кислород?
— В чём проявляется постоянство внутренней среды организма?
3. Заполните таблицы по следующей форме:
Компонент внутренней среды
Расположение в организме
2.Изучение нового материала.
1. Плазма крови, ее состав
Учитель сообщает учащимся, что плазма крови содержит 90-92% воды и 8-10% неорганических и органических веществ.
Неорганические вещества составляют 0,9-1,0% (ионы Na, K, Мg, Ca, C1, Р и др.)
Среди органических веществ плазмы 6,5-8% составляют белки( альбумины, глобулины, фибриноген), около 2% приходится на глюкозу – 0,1% аминокислоты – мочевина, липиды. Белки наряду с минеральными солями поддерживают кислотно-щелочное равновесие. Учащиеся самостоятельно с помощью учебника составляют схему:
Плазма крови, ее состав:
2.Клетки крови, их строение и функции
Эритроциты : особенности строения и функции.
Сообщение ученика «История открытия эритроцитов». Учитель обращает внимание учащихся на то, что в 1 мм3 крови содержится 4,5-5 млн. эритроцитов. Ни одна клетка нашего организма не похожа на эритроцит. Все клетки имеют ядра – у эритроцитов их нет. Большинство клеток неподвижны, эритроциты двигаются, правда, не самостоятельно, а с током крови.
Остальное клетки бесцветны – эритроциты в массе имеют красный цвет за счет содержащегося в них пигмента – гемоглобина. Природа идеально приспособила эритроциты для выполнения основной роли – транспорта кислорода: благодаря отсутствию ядра, выигрывается место для гемоглобина, которым буквально нафарширована клетка. Перенос кислорода настолько важная задача, что для наиболее полноценного ее выполнения эритроциты человека в процессе развития даже лишились своего клеточного ядра и уже сами не могут размножаться. Но зато место ядра в них заполняется гемоглобином, поэтому каждый эритроцит человека может захватывать больше кислорода, чем эритроциты низших животных. Так на высоких ступенях развития животного мира отдельные клетки «Приносят себя в жертву» всему живому организму. Эритроциты образуются в красном костном мозге губчатого вещества костей. Время циркуляции в крови составляет около 120 суток, после чего они разрушаются в селезенке и печени. Как вы думаете, есть ли различие в строении эритроцитов других классов позвоночных животных? Для ответа на этот вопрос, нам необходимо провести лабораторное исследование: изучить препараты крови человека и лягушки по инструктивным карточкам и сделать вывод по данному исследованию.
Лабораторная работа: «Изучение препаратов крови лягушки и человека».
Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека.
1. Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму. Зарисуйте в тетради 1-2 эритроцита.
2. Изучите препарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на размеры и форму эритроцитов, зарисуйте их.
3. Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдения занесите в таблицу.
4. Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки. В каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных животных?
Диаметр клетки, мкм
3. Гемоглобин и его свойства. Что же такое гемоглобин? Послушаем
сообщение учеников «Открытие, сделанное в Дерпте», «Нобелевская премия Макса Перутца». Учитель подчеркивает, что в эритроцитах содержится белок – гемоглобин, состоящий из белковой и небелковой частей. Небелковая часть (гем) содержит ион железа. Природа – великий экспериментатор и прекрасный зодчий – создала дыхательные пигменты как форму приспособления организма к недостатку кислорода. Дыхательные пигменты представляют собой соединение белка с железом или медью. Именно такие соединения лучше всего доставляют кислород к клеткам и тканям. Кроме гемоглобина мы знаем ещё три дыхательных пигмента. В крови животных разных систематических групп присутствуют разные дыхательные пигменты. Например, у некоторых улиток и ракообразных в гемолимфе находится гемоцианин (содержащий медь), у головоногих моллюсков – гемоэритрин (содержащий железо), у разных видов кольчатых червей –гемоэритрин (содержащий железо) . Вовсе не следует думать, что они, как гемоглобин, красного цвета. Некоторые животные имеют пресловутую голубую кровь. Есть виды членистоногих с зеленой кровью, в их числе – крабы, спруты и скорпионы. Почему среди всех дыхательных пигментов наибольшее распространение получил гемоглобин? Обсуждаем варианты ответов учащихся.
Гемоглобин – наиболее совершенное творение природы. Действительно, гемоглобины по сравнению с другими дыхательными пигментами обладают большей кислородной ёмкостью, поэтому они могут больше присоединять или отдавать кислорода. Кислородная ёмкость крови (КЕК-) это максимальное количество кислорода, обратимо связываемое дыхательными пигмента. Поэтому в ходе эволюции животного мира выбор был сделан в пользу гемоглобина. Основная задача гемоглобина – транспортировка кислорода от легких к тканям. Соединение гемоглобин – кислород имеет ярко-алую окраску.
Hb + 02=HbO2 – оксигемоглобин.
В тканях организма, куда попадает по капиллярам кровь их легких, кислород отщепляется от HbO2 и используется клетками. Освободившийся же при этом гемоглобин присоединяет к себе накопившуюся в тканях углекислоту, а результате чего возникает другое соединение гемоглобина – карбгемоглобин.
В природе имеется еще одно вещество, которое так же активно, как и кислород, соединяется с гемоглобином. Это угарный газ. Угарный газ, вступая в соединение с гемоглобин, образует так называемый карбоксигемоглобин. Гемоглобин после этого временно теряет способность соединиться с кислородом, и наступает тяжелейшее отравление. Учитель предлагает ученикам сделать записи в тетрадях.
4. Лейкоциты, строение и функции.
Учитель обращает внимание, что это самые крупные клетки крови человека, в 1мм3 крови содержится 6-8 тыс. лейкоцитов – ядерные клетки размером 8-10 мкм, способные к самостоятельным движениям.
Различают несколько типов лейкоцитов: моноциты, лимфоциты, базофиты, нейтрофилы. Они образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах и селезенке, разрушаются в селезенке. Продолжительность жизни большинства лейкоцитов от нескольких часов до 20 суток, а лимфоцитов – 20 лет и более. Рассказ учителя о фагоцитозе, открытие фагоцитоза И.И. Мечниковым.
Долгое время учёные не могли определить функцию этих клеток. Лишь в 1882 г. учёный И.И. Мечников на основе своего известного опыта с личинками морской звезды сделал вывод о том, что подобные клетки — лейкоциты. Клетки эти И.И. Мечников назвал фагоцитами, а явление фагоцитозом.
В нашем организме часто происходят невидимые сражения. Они ведутся по всем правилам военного искусства. Вы занозили палец, и уже через несколько минут к месту повреждения устремляются лейкоциты. Они вступают в борьбу с микробами, которые проникают вместе с занозой. Образуется гной, который состоит из «трупов» лейкоцитов, погибших в «бою» с инфекционным началом.
5. Строение и функции тромбоцитов.
Рассказ учителя о строении и функции тромбоцитов. Тромбоциты – это мелкие безъядерные образования, в 1 мм3 содержится 250-400 тыс., участвуют в процессах свертывания крови.
Продолжительность их жизни 5-7 дней, образуются в красном костном мозге.
Самостоятельна работа с текстом учебника: рассказ учителя с элементами беседы о механизме свёртывания крови.
Свертывание крови – важнейший защитный механизм. Он представляет собой цепь реакций, в результате которых растворенный в плазме фибриноген превращается в нерастворимый фибрин.
В процессе объяснения учебного материала ученики заполняют таблицу «Клетки крови»:
Биология в лицее
Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ
Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation
Таким образом, свёртывание крови — это цепной ферментативный процесс, в котором последующие реакции катализируются результатами предыдущих реакций.
Время свёртывания капиллярной крови 3 — 5 мин., венозной — 5 — 10 мин.
Аудиофрагмент «Кровь» (5:34)