Функции человеческого языка 3

Строение, цвет и фото здорового языка человека: как выглядит нормальный орган, каковы его функции?

Язык представляет собой часть системы пищеварения человека и принимает участие в таких процессах, как жевание и слюноотделение. Помимо этих функций он также дает человеку возможность чувствовать вкусы и говорить. По цвету и форме языка можно судить о состоянии здоровья и развитии в организме ряда патологий. Появление изменений языка хорошо заметны и бывают полезны при диагностике.

Язык: его строение с фото

Описание того, из чего состоит язык, включает в себя следующую информацию. Костей язык человека не содержит и состоит из мышечной ткани, которая покрыта слизистой оболочкой. Он совершает движения с помощью поперечнополосатой мускулатуры. При этом для того, чтобы фиксировать положение язычка, высовывать его и возвращать в полость рта используются скелетные мышцы (см. также: какие функции выполняют мышцы дна полости рта?). Приподнимание, утолщение и укорачивание органа становится возможным благодаря собственным мышцам.

С точки зрения анатомии схема нервного аппарата устроена тонко. В схеме иннервации участвует 5 черепных нервов из 12. Строение языка можно увидеть на фото к статье. Выделяют несколько основных частей языка (на фотографии отмечено, где они расположены) – корень, тело, борозду и уздечку. Частями языка являются:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: разрезанный язык у человека: симптомы с фото и лечение

  • Тело – часть языка, которая состоит мышц, отличающихся подвижностью и закругленными концами, передние 2/3, вертикальная линия разделяет тело посередине.
  • Корень – на него приходится 1/3 длины, имеет минимальную подвижность.
  • Уздечка – находится снизу. Нужна для связи нижней фасции с дном полости рта.
  • Борозда – если обратиться к схеме языка, то можно увидеть своеобразное отграничение между телом и корнем (рекомендуем прочитать: что делать,если образовываются борозды на языке?).

Спинка языка — его верхняя поверхность. Нижнюю часть языка называют фасцией. Она обозначена на схеме языка. Подслизистый слой отсутствует. По этой причине орган не образует складок. Если рассмотреть его устройство под микроскопом, можно увидеть, что тело покрыто сосочками, которые подразделяются на 4 разновидности.

Какая разновидность для чего нужна:

Тип сосочков Расположение Функция
Листовидные Вблизи небной дуги сбоку В сосочках содержатся железы, выделяющие слизистый секрет, и вкусовые луковицы
Желобоватые Около корня языка Вкусовые рецепторы
Грибовидные По всей поверхности тела языка (исключение составляют терминальная бороздка и центральная область спинки).
Нитевидные На поверхности органа Механическая обработка пищи (удержание), осязательнаяПредназначение и функции языка

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: красные пупырышки на корне языка: фото нормального и аномального состояния

Предназначение и функции языка

Язык принимает участие в нескольких важных процессах, происходящих в человеческом организме, а по его состоянию можно выявить некоторые заболевания. На основании исследований специалистами было установлено, что предназначение человеческого языка заключается в выполнении функций:

  1. Пищеварительной – принимает участие в процессе первичной обработки пищи (механической). Орган отвечает за правильное слюноотделение.
  2. Артикуляции – благодаря его строению появляется возможность говорить,
  3. Всасывания – слизистые оболочки обладают высокой проницаемостью, что дает возможность различным веществам лучше проникать в человеческий организм,
  4. Вкусовой – благодаря этой функции мы ощущаем вкус.

Как выглядит этот орган у здорового человека?

В норме цвет языка легкий светло-розовый. Есть складка, проходящая по всей его поверхности. Здоровый орган имеет умеренную влажность и нормальную чувствительность. Форму языка отличают ровные очертания и отсутствие искривлений. На спинке языка хорошо заметны грибовидные сосочки (рекомендуем прочитать: увеличены сосочки на языке: причины, симптомы и лечение).

На ощупь должен быть мягким. В норме допустимо образование налета – белесоватого, тонкого. Для осмотра языка подходит утро, пациент должен высунуть язык, но не слишком далеко, так как физическое напряжение может повлиять на его внешний вид. Увидеть, как выглядит этот орган – здоровый и больной, можно на фотографии к статье.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: симптомом какого заболевания является малиновый цвет языка?

Каким должен быть цвет языка?

Как было сказано выше, в норме язычок бледно-розового цвета. Если при осмотре выявлены изменения оттенка этого органа, значит, есть какая-либо патология. Иногда цвет помогает быстро и точно поставить диагноз. С примерами изменения цвета языка можно ознакомиться на фотографии к статье. Самые распространенные состояния органа при осмотре, которые говорят о наличие заболеваний:

  • бледный – человек недоедает / голодает, страдает от анемии или болезней сердечно-сосудистой системы,
  • белый – организм обезвожен или поражен грибковой инфекцией,
  • синеватый – почечная недостаточность,
  • черный – инфекционные болезни вирусного происхождения, дисфункция селезенки и печени, абсцесс.

Форма

Для диагностики патологий в организме человека важно обратить внимание на форму языка. Развитие некоторых заболеваний непосредственно влияет на форму языка. Орган искривляется, отекает, увеличивается в размерах. Иногда язык становится неровным. Осмотр языка позволяет выявить изменения, свидетельствующие о том, что имеет место заболевание за день-два до проявления основных признаков последнего. Примеры изменения формы языка можно увидеть на фотографии к статье:

  • От краев к центру развивается отек, присутствует краснота – воспаление печени или селезенки.
  • Излишне широкий и толстый – дисфункция гипофиза, болезни лимфатической системы, нарушения обменных процессов, дефицит витаминов и микроэлементов.
  • Неровный, размеры заметно увеличены, по бокам видны отпечатки от прикусывания – причиной становится пониженное количество гормонов щитовидной железы в крови, гипотиреоз.
  • Утолщенный и увеличенный без отпечатков зубов – психические заболевания, дисфункция щитовидной железы, заболевания гипофиза.
  • Развитие нарушений соматического характера может повлиять на форму языка. В зависимости от того, органы какой половины тела страдают, в ту же сторону он отклоняется, отмечается искривление кончика.

Длина

Если произошли изменения длины языка, заметить это сложнее, чем появление необычного налета на его поверхности или непривычную форму. Однако если орган становится ощутимо длиннее или короче, чем обычно, пациент ощущает дискомфорт, что побуждает его обратиться к специалисту для обследования.

Он сжимается неожиданно или уменьшается в размерах постепенно (это значит, что организм истощен или развивается патология ЦНС). Удлинение языка указывает на болезни организма, в частности, сердца или сосудов.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как в домашних условиях определить болезнь по языку?

Читайте также:  Аноректики для похудения эффективные и безопасные препараты и таблетки для женщин

Состояние поверхности

Поверхность языка должна быть равномерной, с выраженными вкусовыми сосочками. Появление изменений языка свидетельствует о патологии. Если появляются трещины, язвочки, складки или напротив, орган становится слишком гладким, как будто полированным или сглаженным, все это является прямым свидетельством развития патологий в организме человека. Например, «географический» язычок у взрослого иногда свидетельствует о патологиях ЖКТ хронического характера, а у ребенка – на аллергию. Фото «географического» язычка можно рассмотреть в данной статье.

Признак Вероятный диагноз Примечание
«Лакированный» язык Злокачественные образования в желудке, колиты в хронической форме Поверхность сглаживается и блестит, приобретает ярко-красный цвет из-за того, что атрофируются вкусовые сосочки.
«Географический» язык (рекомендуем прочитать: географический язык у взрослых: симптомы с фото и лечение)
— у взрослого Хронические поражения ЖКТ, аллергия, расстройства психического характера. На поверхности языка — участки разного цвета и величины, глубокие борозды
— у ребенка Свидетельствует об аллергической реакции на продукты питания
Четкая глубокая серединная линия Проблемы с позвоночником Если изгиб линии наблюдается у кончика – шейный отдел, посередине – середина спины, у корня – поясница.
Спинка поражена одной язвой — круглой или овальной Сифилис Поверхность язвы твердая и блестящая, границы четкие, цвет – ярко-красный
Бородавки Вирусная инфекция Новообразования у корня на боковых частях иногда свидетельствуют о заражении ВИЧ
Глубокие поперечные трещины на спинке языка Сосудистые нарушения в головном мозге
Полоски пены по бокам Ревматизм Полоски наблюдаются с двух сторон сразу
Плоские язвочки Туберкулез Локализация – край, бока, вдоль борозды

О чем говорит налет на спинке и корне языка?

Расположение и цвет налета может стать источником информации о проблемах со здоровьем. По схеме его расположения можно уточнить диагноз. Если при осмотре языка обнаружен налет, он выступает в качестве одного из первых признаков ослабления иммунитета. У ребенка это частый симптом стоматита. Если появление налета связано с патологией, то даже после снятия зубной щеткой, он вскоре появляется снова. Примеры образования налета на языке – на фотографии к статье:

  • налет у корня означает воспаление кишечника,
  • налет полностью покрывает спинку языка токсины в желудке или кишечнике,
  • светло-красная окраска кончика и краев с налетом на средней части спинки языка – нарушение кислотообразующей функции желудка,
  • липкий серый налет с едким вкусом в сочетании с неприятным запахом изо рта – хронический гастроэнтерит (об остром гастроэнтерите свидетельствует металлический привкус во рту и тонкий слой белесоватого налета),
  • толстый слой белого налет по всей поверхности спинки органа – патологии ЖКТ (включая язву, гастриты, пищевую интоксикацию и аппендицит).

ЯЗЫК КАК ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ СУБСТРАТЫ МЫСЛИ

Язык — особая функция человеческого организма, во многих от­ношениях существенно отличная от всех других функций и одновре­менно решительно выделяющая человека среди других живых существ. За управление органами человека, участвующими в речевой дея­тельности, ответственны определенные участки головного мозга (цен­тры Брока и Вернике), что также отличает человека от животного.

Язык, речевая деятельность биологически не наследуется, хотя человек и обладает биологическими (антропологическими) предпосыл­ками для такой деятельности. Каждый родившийся ребенок научается речи в обществе, в общении с другими людьми; язык — общественный продукт, и общество является непременным условием формирования языка у индивида. При этом человеку отведен природой ранний детский возраст для овладения родным языком. Освоенная в детском возрасте речевая деятельность, вербальное мышление и связанные с ними функции человеческих органов остаются постоянным признаком человека.

Этими своими чертами речевая деятельность человека может по­казаться сходной с деятельностью названных органов человека. Для познания как языка, так и других функций своего организма человек должен сделать их предметом целенаправленного специального иссле­дования и изучения. Язык человека так же сложен, замечал Л. Витген­штейн, как и его организм. Однако природа языка в сравнении с указанными функциями остается принципиально различной во многих отношениях. В названных выше функциях специальных органов (слуха, зрения и др.) осуществляется чисто физиологическая природная дея­тельность человека как живого существа. Языку же человек научается в обществе, в общении с другими людьми; а точнее — научается речевой деятельности, в которой он приобретает знание языка как формы, владение которой дает ему возможность выражать и понимать многообразное содержание.

Язык способен к динамичному развитию и совершенствованию, в то время как функции указанных органов остаются за наблюдаемую историю человечества неизменными.

Язык как форма выражения мысли является общим для всех говорящих на данном языке. Но использование этой формы для субъективно организуемого и выражаемого содержания зависит от

личности — ее целей, намерений, степени владения этой формой, способностей личности и др. И здесь кроется одно из глубинных диалектических противоречий языка: с одной стороны, объективные потенциальные возможности языка и, с другой,— трудность овладения ими творческой личностью. Об этом противоречии образно, в поэти­ческой форме сказал В. Брюсов в своем знаменитом стихотворении «Родной язык»:

Мой верный друг, мой враг коварный, Мой царь, мой раб, родной язык.

Выше мы говорили, что отличительной чертой языка как функции человеческого организма, выделяющей язык среди других функций, является присущее ему развитие и совершенствование. Условием, обеспечивающим развитие и совершенствование языка, является, во-первых, свойственный речевой деятельности творческий характер и, во-вторых, общественная природа языка. Результаты творческой дея­тельности индивида благодаря языку становятся не только достоянием их автора, но могут стать предметом дальнейшего усовершенствования многих и в принципе всего говорящего коллектива. Коммуникативная функция языка в итоге направлена на познание внешнего и внутрен­него мира человека; она осуществляется в виде обмена созданиями мысли — образами, понятиями, смыслами, выражаемыми языковыми единицами. Коммуникативная функция обеспечивает участие всего говорящего коллектива в отражении и познании мира и одновре­менно — в развитии речи каждого члена общества. Сам того не подо­зревая, каждый участник языкового обмена способствует общему языковому движению.

Язык одинаково способен к познанию внешнего и внутреннего мира человека, включая самого себя. Познание с помощью языка других функций человеческого организма ведет к их четкой дифферен­циации, выделению их существенных признаков, совершенствованию.

Во всем этом выражается особенный характер языка как функции человеческого организма, необходимо действующий только в единстве с обществом. Общество является непременным условием языка как вида общественной деятельности. Общественная функция языка од­новременно предоставляет возможность и создает условия для реали­зации творческих возможностей индивида. Такова внутренняя антиномия языка: он создает условия для творчества личности и вместе с тем делает это творчество достоянием общества.

Динамизм развития языка идет в единстве с общественным разви­тием того или другого народа-носителя языка и отражением этого развития в языковых процессах. Вплоть до настоящего времени пре­обладающим является процесс дифференциации языков и появления 354

Читайте также:  Прием антибиотиков может вызвать проблемы с сердцем; Naked Science

новых. Именно этому процессу обязано существование в современном мире, по разным подсчетам, от 3 до 5 тысяч языков. Биологически (антропологически) человек (Homo sapiens) представляется величиной постоянной по сравнению с изменением, развитием и совершенство­ванием его деятельности, мышления и языка. Разумеется, функцио­нально органы человека не могли не развиваться одновременно с изменением и развитием общества, производства, условий жизни и т. д. Некоторые функции могли деградировать и отмирать. Развитие различных видов деятельности не могло не отражаться на мышлении, на расширении и усложнении его функций. Некоторые авторы не исключают и морфологических изменений человеческого мозга за это время (19). Однако для доказательства наличия таких морфологических изменений нужны достоверные исследования.

Как само возникновение мысли происходит под воздействием внешних и внутренних импульсов, так и ее реализация и выражение сопровождается внешними и внутренними ее субстратами, доказыва­ющими ее реальность как идеального явления. Открытие современной нейрофизиологией однозначной связи между элементами речи (фоне­мами, морфемами, словами и их значениями, логическими операциями и др.) и различным проявлением активности определенных нервных клеток головного мозга явилось крупным достижением в познании внутренних материальных субстратов психических явлений (см. работы Н.П. Бехтеревой и ее сотрудников, А.Р. Лурия, О.С. Виноградовой и др.). Таким образом, возникшая под воздействием действительности та или другая мысль как идеальное образование имеет свои особенные внешние и внутренние проявления, или субстраты. Внешними суб­стратами мысли могут выступать жест, мимика, «выразительное дви­жение», а также и звук, т. е. любое внешнее проявление в поведении человека, возникшее под влиянием мысли. Ограниченный набор суб­стратов мысли делал необходимым их повторяемость, что вело к закреплению субстрата за той или другой мыслью. В конечном итоге между мыслью, отражаемым явлением действительности, вызвавшим ее образование, и тем или другим внешним ее субстратом создается и закрепляется единство. Субстрат становится для сообщества показате­лем содержания мысли, т. е. ее знаком.

По мнению ученых, первобытный человек сопровождал свою мысль более сильным, непосредственным чувством, страстностью, т. е. внешнее проявление мысли было более активным, а следовательно, более заметным. В то же время, как замечают исследователи, намерен­ное, сознательное использование субстратов как знаков мысли вело к уменьшению страстности и эмоциональности в общении, последнее требовало сосредоточения внимания на внешнем знаке-субстрате, на его содержании.

Применявшиеся на заре человечества различные знаки-субстраты не были равными по своим знаковым, а значит, и функциональным возможностям, своим соответствием природе мысли. Отсюда их диф­ференциация по своей продуктивности, по своей близости к свойствам мысли как идеального явления. Победа звука в этой конкуренции знаков-субстратов закономерна и необходима, она была предопреде­лена как биологическими, антропологическими данными человека, так и природными и социальными условиями его жизни.

В процессе, своего образования и функционирования язык высту­пает в двух ипостасях, закрепляющих его как средство обмена мыслями в обществе: с позиции говорящего и позиции слушающего. Единство языка как средства общения осуществлялось и укреплялось с учетом этих двух его позиций, а следовательно, двух его представлений.

Важность слушания в генезисе, в функционировании языка видна, в частности, хотя бы из того, что освоение языка в детстве начинается со слушания. Овладение речью ребенок начинает с восприятия, слу­шания речи других. На примере речи других ребенок первоначально устанавливает связи между слышимыми звуковыми комплексами и соответствующими им предметами. Он — наблюдатель совершающе­гося на его глазах речевого обмена ипассивно участвует в окружающей его речевой деятельности. Так начинается усвоение языка. На своем опыте каждый родитель убеждается, что ребенок до того, как научится произносить слова, знает, какими словами обозначаются многие окружающие его предметы, но эти слова до овладения им речью произносятся другими людьми. На вопросы указать, где мама, где папа, где тот или другой предмет из окружающих его предметов, ребенок безошибочно указывает на называемое. Произносить эти слова он еще не научился, т. е. он пока еще не может стать активным участником речевого обмена. Но пассивным он любит быть. И когда с ним заговаривает мать либо другие окружающие его люди, он жадно воспринимает и впитывает речь. Известно, что родители непроизволь­но и интуитивно любят говорить с новорожденным; с этого начинается «школа» обучения языку. Прочно закрепившийся в мозгу ребенка звуковой образ слышимого слова объективно и стихийно вызывает у ребенка стремление научиться выговаривать слово за словом и тем самым стать активным участником речевого обмена. Быть же участни­ком речевой деятельности — для ребенка важнейший стимул освоения языка. Для ребенка, таким образом, ставится труднейшая задача: подражая речи других, научиться произносить определенные комплек­сы звуков, т. е. впервые скоординировать действия многих органов произношения и тем самым научиться выговаривать самые простые слова. Причем для ребенка — это не отдельные слова как таковые, а психологически законченная мысль, своего рода слово-предложение. Вьщелять же и произносить в своей речи отдельные звуки осознавать их — для ребенка дело будущего. 356

Дата добавления: 2016-06-05 ; просмотров: 1830 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Функции человеческого языка

Язык. Строение языка. Мышцы языка. Иннервация, кровоснобжение языка

Язык, lingua (греч. glossa, отсюда воспаление языка — glossitis), представляет мышечный орган (исчерченные произвольные волокна). Изменение его формы и положения имеет значение для акта жевания и речи, а благодаря находящимся в его слизистой оболочке специфическим нервным окончаниям язык является и органом вкуса и осязания.

В языке различают большую часть, или тело, corpus linguae, обращенную кпереди верхушку, apex, и корень, radix linguae, посредством которого язык прикреплен к нижней челюсти и подъязычной кости. Его выпуклая верхняя поверхность обращена к нёбу и глотке и носит название спинки, dorsum. Нижняя поверхность языка, facies inferior linguae, свободна только в передней части; задняя часть занята мышцами.

С боков язык ограничен краями, margo linguae. В спинке языка различают два отдела: передний, больший (около 2/3), располагается приблизительно горизонтально на дне полости рта; задний отдел расположен почти вертикально и обращен к глотке.

На границе между передним и задним отделами языка находится повредней линии ямка, носящая название слепого отверстия, foramen cecum linguae (остаток трубчатого выроста из дна первичной глотки, из которого развивается перешеек щитовидной железы).

От слепого отверстия в стороны и вперед идет неглубокая пограничная бороздка, sulcus terminalis. Оба отдела языка различаются как по своему развитию, так и по строению слизистой оболочки.

Слизистая оболочка языка является производным I, II, III и, вероятно, IV жаберных дуг (вернее, жаберных карманов), на что указывает его иннервация нервами указанных дуг (V, VII, IX и X пары черепных нервов). Из I жаберной дуги (мандибулярной) вырастают два боковых участка, которые, срастаясь по срединной линии, образуют передний отдел языка.

Читайте также:  Диета при запорах у взрослых женщин и мужчин слабительные продукты питания быстрого действия, а такж

След сращения парного зачатка остается на всю жизнь снаружи в виде борозды на спинке языка, sulcus medianus linguae, а внутри в виде фиброзной перегородки языка, septum linguae. Задний отдел развивается из II, III, и, по-видимому, из IV жаберных дуг и срастается с передним по linea terminalis.

Слизистая оболочка его имеет узловатый вид от находящихся здесь лимфоидных фолликулов. Совокупность лимфоидных образований заднего отдела языка носит название язычной миндалины, tonsilla lingualis. От заднего отдела языка к надгортаннику слизистая оболочка образует три складки: plica glossoepiglottica mediana и две plicae glossoepiglotticae laterales; между ними расположены две valleculae epiglotticae.

Сосочки языка, papillae linguales, бывают следующих видов:

1. Papillae filiformes et conicae, нитевидные и конические сосочки, занимают верхнюю поверхность переднего отдела языка и придают слизистой оболочке этой области шероховатый или бархатистый вид. Они функционируют, по-видимому, как тактильные органы.

2. Papillae fungiformes, сосочки грибовидные, расположены преимущественно у верхушки и по краям языка, снабжены вкусовыми луковицами, и поэтому признается, что они связаны с чувством вкуса.

3. Papillae vallatae, желобовидные сосочки, самые крупные, они расположены непосредственно кпереди от foramen cecum и sulcus terminalis в виде римской цифры V, с верхушкой, обращенной назад. Число их варьирует от 7 до 12. В них заложены в болыцом количестве вкусовые луковицы.

4. Papillae foliatae, листовидные сосочки, расположены по краям языка. Кроме языка, вкусовые сосочки встречаются на свободном крае и носовой поверхности нёба и на задней поверхности надгортанника. Во вкусовых сосочках заложены периферические нервные окончания, составляющие рецептор вкусового анализатора.

Мышцы языка

Мышцы языка образуют его мышечную массу, которая продольной фиброзной перегородкой, septum linguae, делится на две симметричные половины. Верхний край перегородки не доходит до спинки языка.

Все мышцы языка в той или иной мере связаны с костями, особенно с подъязычной, и при своем сокращении одновременно меняют и положение и форму языка, так как язык представляет единое мышечное образование, в котором невозможно изолированное сокращение отдельных мышц. Поэтому мышцы языка делят по их строению и функции на 3 группы.

Первая группа — мышцы, начинающиеся на производных I жаберной дуги —на нижней челюсти.
М. genioglossus, подбородочноязычная, самая крупная из мышц языка, достигающая наивысшего развития только у человека в связи с появлением членораздельной речи.

Она начинается от spina mentalis, которая под влиянием этой мышцы также наиболее выражена у человека и поэтому служит признаком, по которому судят о развитии речи у ископаемых гоминид.

От spina mentalis волокна мышцы расходятся веерообразно, причем нижние волокна прикрепляются к телу подъязычной кости, средние — к корню языка, а верхние загибаются вперед в его верхушку.

Продолжением мышцы в толще языка являются вертикальные волокна, между нижней поверхностью его и спинкой, rr. verticalis.

Преобладающее направление мышечных пучков m. genioglossus и его продолжения m. verticalis — вертикальное. Вследствие этого при их сокращении язык движется вперед и уплощается.

Вторая группа — мышцы, начинающиеся на производных II жаберной дуги (на proc. styloideus и малых рогах подъязычной кости).
М. styloglossus, шилоязычная мышца. Она начинается от processus styloideus и от lig. stylomandibulare, идет вниз и медиально и оканчивается на боковой и нижней поверхностях языка, перекрещиваясь с волокнами m. hyoglossus и m. palatoglossus. Тянут язык вверх и назад.

М. longitudinalis superior, верхняя продольная мышца, начинается на малых рогах подъязычной кости и надгортаннике и тянется под слизистой спинки языка по обеим сторонам от septum linguae до верхушки.

М. longitudinalis inferior, нижняя продольная мышца; начало — малые рога подъязычной кости; идет по нижней поверхности языка между m. genioglossus и m. hyoglossus до верхушки языка.

Преобладающее направление мышечных пучков этой группы мышц сагиттальное, благодаря чему при их сокращении язык движется назад и укорачивается.

Третья группа — мышцы, начинающиеся на производных III жаберной дуги (на теле и больших рогах подъязычной кости).

М. hyoglossus, подъязычная мышца, начинается от большого рога и ближайшей части тела подъязычной кости, идет вперед и вверх и вплетается в боковую часть языка вместе с волокнами m. styloglossus и m. transversus.

Тянет язык назад и вниз. М. transversus linguae, поперечная мышца языка, расположена между верхней и нижней продольными в горизонтальной плоскости от septum linguae до края языка. Задняя ее часть прикрепляется к подъязычной кости.

В m. transversus linguae переходит m. palatoglossus, которая описана выше (см. «Мягкое нёбо»).

Преобладающее направление мышечных пучков этой группы мышц — фронтальное, вследствие чего поперечный размер языка при сокращении этих мышц уменьшается.

При одностороннем действии их язык движется в соименную сторону, а при двустороннем — вниз и назад.

Начало мышц языка на трех костных точках, находящихся сзади и вверху (processus styloideus), сзади и внизу (os hyoideum) и спереди языка (spina mentalis mandibulae), и расположение мышечных волокон в трех взаимно перпендикулярных плоскостях позволяют языку менять свою форму и перемещаться во всех трех направлениях.

Все мышцы языка имеют общий источник развития — затылочные миотомы, поэтому имеют один источник иннервации — XII пару черепных нервов, n. hypoglossus.

Иннервация, кровоснабжение языка

Питание языка обеспечивается из a. lingualis, ветви которой образуют внутри языка сеть с петлями, вытянутыми соответственно ходу мышечных пучков.

Венозная кровь выносится в v. lingualis, впадающую в v. jugularis int. Лимфа течет от верхушки языка к Inn. submentales, от тела — к Inn. submandibulars, от корня — к Inn. retropharyngeales, а также в Inn. linguales и верхние и нижние глубокие шейные узлы.

Из них имеет большое значение n. lymph, jugulodigastricus и n. lymph, juguloomohyoideus. Лимфатические сосуды от средней и задней третей языка в большей части перекрещиваются. Этот факт имеет практическое значение, так как при раковой опухоли на одной половине языка надо удалять лимфатические узлы с обеих сторон.

Иннервация языка осуществляется так: мышцы — от n. hypoglossus; слизистая — в двух передних третях от n. lingualis (из III ветви n. trigeminus) и идущей в его составе chorda tympani (n. intermedius) — вкусовые волокна к грибовидным сосочкам; в задней трети, включая papillae vallatae — от n. glossopharyngeus; участок корня около надгортанника — от n. vagus (n. laryngeus superior).

Учебное видео анатомии языка и зева

Редактор: Искандер Милевски. Дата последнего обновления публикации: 19.8.2020

Ссылка на основную публикацию
Фотоэпиляция или лазерная эпиляция Что лучше
Сеть клиник пластической хирургии и косметологии профессора Блохина С.Н. и доктора Вульфа И.А. Информация представлена для ознакомления! В данный момент...
Формы Женской Груди (7 Видов)
Как определить и измерить размер груди у женщин. Фото, таблица размеров Далеко не все женщины знают свой размер груди, а...
Формы инфекции и их характеристика; Студопедия
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - тесты для Педкампус с ответами 1. Объективные показатели здоровья человека включают в...
Французская косметика список брендов аптечной и другой косметики из Франции
Фирмы косметики – список французской профессиональной для лица, лечебная и уходовая в аптеке для тела Французская косметика по праву считается...
Adblock detector