Физическое развитие — Материнство в Хабаровске

Нерво-психическое развитие детей первого года жизни

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

Читайте также:  Седативные препараты что это такое, виды, какое действие оказывают седативные средства

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя».

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

Читайте также:  Заболевания ногтей на руках и ногах фото и описание

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Слова на языке тела ребенка, которые не то что должны, обязаны знать родители

Пока кроха не научится говорить, довольно сложно угадать его потребности. Особенно если вы — молодые родители и это ваш первенец. Однако в младенчестве ребенок тоже общается с мамой и папой, только невербально, «рассказывая» о самочувствии и пожеланиях.

Чтобы немного облегчить жизнь новоиспеченным родителям, предлагаем взглянуть на шпаргалку, которая объяснит каждый жест ребенка. Когда он голоден, когда его что-то беспокоит или просто у него тревога — всё это в нашей подборке.

Дергает ножками

Таким образом детки чаще всего выражают радость, когда их веселят или играют с ними. Чтобы установить в этот момент контакт, просто погладьте их ножки.

Бьет ногами

Однако предыдущий жест нужно отличать от этого. Если ребенок начинает делать резкие движения ножками в момент спокойствия — его что-то тревожит. Возможно, пора проверить подгузник.

Покачивает головой

Педиатры утверждают, что таким образом малыш пытается успокоиться либо избавиться от головной боли. В любом случае при посещении врача стоит рассказать ему об этом.

Поджимает коленки

Это может свидетельствовать о проблемах с пищеварением — коликах, запоре, газах. Сделайте ребенку легкий массаж круговыми движениями и обратитесь за консультацией к педиатру.

Вскидывает руки

Резкие движения рук у малышей в медицине называются синдромом Мора, который в большинстве случаев исчезает сам после 12 недель. Он означает, что новорожденный чего-то сильно испугался, например большой собаки. Если такое происходит с крохой слишком часто — есть повод провериться у врача.

Выгибает спину и запрокидывает голову

Так грудничок может реагировать на боли и колики. Если же он делает это во время кормления, он больше не хочет есть. Для более старших детей это признак раздражения или злости.

Держится за ушки

Вопреки распространенному мнению, это вовсе не значит, что у ребенка болят уши. Так он может просто щупать уши, показывать радость или хвататься за них в период прорезывания зубов. Если же он дергает уши слишком часто и плачет, нужно обратиться в больницу.

Сжатые кулаки

Если ребенок сжимает ручку в кулак, то, скорее всего, он голоден. Если он еще и плачет при этом — верный признак голода! Другое значение такого жеста — излишнее напряжение.

Пусть ваш малыш всегда будет здоровым и счастливым!

Предлагаем также узнать о голландском опыте воспитания детей, которым любезно поделилась блогер, живущая там. Нам было очень интересно узнать. Некоторым моментам стоило бы поучиться и нашим родителям!

Грудничок сильно дергает ручками и ножками. Почему и что делать?

Содержание статьи:

Каждая мама прислушивается к каждому вздоху и присматривается к каждому, даже незначительному движению своего новорожденного малыша. Но почему же кроха постоянно дергает ручками и ножками? Как с этим бороться? О движениях новорожденных и пойдет речь в нашей статье.

Почему грудной ребенок постоянно дергает ножками и ручками?

Хоть нам порой и кажется, что первые недели после рождения кроха в основном спит и особо не двигается, но это не так. Стараясь приспособиться к новым обстоятельствам и познать свое тело, малыш двигает ручками и ножками.

Как же понять, когда все в пределах нормы, а когда следует обратиться к врачу?

В таблице мы собрали самые распространенные причины, почему малыш сильно дергает руками и ногами

Повышенный тонус конечностей После продолжительного пребывания в позе эмбриона малышу нужно некоторое время, чтобы мышцы-сгибатели расслабились, а мышцы-разгибатели, пришли в нормальное физиологическое состояние. Поэтому после рождения кроха будет постоянно двигать ручками и ножками. Движения, как правило, носят двусторонний характер, то есть двумя ручками или двумя ножками одновременно. К двум месяцам все должно прийти в норму . Если же есть отклонения, то говорят о пониженном или повышенном тонусе в мышцах. В таком случае необходимо пройти курс лечения.
Работа пищеварительной системы Новая пища и связанная с ней повышенная нагрузка на желудок, кишечник и другие органы приводит к дискомфорту, с которым крохе еще трудно справляться, это и приводит к хаотичным движениям ручками и ножками, которые нередко сопровождаются плачем. Кроха старается ножки прижать ближе к животику и этим помочь пищеварению, но зафиксировать у него не получается, поэтому он ими дергает и плачет.
Колики, газы В процессе переваривания пищи у малышей нередко возникают колики, газики, боли в животике. Из-за этого новорожденные поджимают или, наоборот, вытягивают ножки, дергают ручками и плачут. Такие состояния, как правило, проходят к 3-4 месяцам, у некоторых деток к 6 месяцам .
Патология центральной нервной системы Именно этого боятся все мамы. Такие страшные диагнозы, как: энцефалопатия, эпилепсия, детский церебральный паралич. В этих случаях движения малыша сильно отличаются от нормы и сопровождаются другими симптомами. Хаотичные движения глаз/взгляд в одну точку, высовывание языка, судорожные сосательные движения. Такие движения называют судорогами, и это является причиной для немедленного обращения к врачу .
Читайте также:  Боль и дискомфорт во время месячных как себе помочь Kotex

Как помочь малышу, если он сильно дергает ручками и ножками?

Для того, чтобы правильно помочь малышу, нужно установить точную причину. Следует проконсультироваться с педиатром, хирургом и невропатологом.

  • Педиатр проведет общий осмотр и даст рекомендации по налаживанию работы пищеварительной системы, также направит к остальным специалистам.
  • Хирург проверит двигательную активность и животик.
  • Невропатолог даст свое заключение по нервной системе малыша.
Массаж Прекрасное средство как от колик в животике, так и для снятия мышечного тонуса. Если никаких серьезных проблем со здоровьем у крохи нет, то массаж молодая мама вполне может делать дома сама. В случае с тонусом в мышцах массаж хорошо делать утром и вечером после водных процедур . Причем, утром более интенсивный, чередуя поглаживания и похлопывания с легкой зарядкой, осторожно сгибая и разгибая ручки и ножки, массируя пальчики. Вечером это может быть легкий расслабляющий массаж в виде поглаживаний спинки, ручек и ножек, а также животика. При коликах врачи и опытные мамы советуют аккуратно поглаживать животик малыша по часовой стрелке в течение нескольких минут.
Гимнастика При повышенном тонусе мышц вам могут назначить консультацию врача физиотерапевта . Специалист подскажет какие движения, как и в какой последовательности стоит делать, чтобы не травмировать кроху.
Грудничковое плавание Процедура сама по себе очень полезна, как малышам с проблемами в двигательной активности, так и абсолютно здоровым деткам. Во время водных процедур учащается сердцебиение, кровь насыщается кислородом . Многие врачи, отвечая на вопрос, когда стоит начинать плавать с малышом говорят: как только заживет пупочная ранка. Так же, как и в случае с гимнастикой, с утра плавание может быть более интенсивным, учить малыша расслаблять мышцы в теплой воде, под конец включать прохладную воду, тем самым закаляя кроху, а вечером, простое плескание в теплой водичке с добавлением отвара ромашки, мяты, мелиссы или лаванды. Приятные запахи успокоят малыша и настроят его на крепкий сон .
Лекарственные препараты Только после консультации с врачами. Если приведенные выше способы можно применять пусть и с осторожностью, но ко всем деткам, то никакие лекарства ни в коем случае назначать самостоятельно нельзя . Многие неврологи при тонусе назначают очень серьезные препараты, такие как Церебролизин, Кавинтон, Актовегин и пр. При коликах чаще всего прописывают Саб Симплекс, Плантекс, Укропную водичку, Эспумизан.
Физиопроцедуры При мышечном тонусе у новорожденного невролог может назначить в качестве физиотерапии парафин и электрофорез на ножки или ручки .

Конечно, думать о плохом ни одной маме не хочется, но, к сожалению, статистика неумолима.

Сделать электроэнцефалограмму, нейросоннограмму. Возможно, при неудовлетворительных результатах обследований, врач назначит магнитно-резонансную томографию. Или же, наоборот, результаты обследований не выявят патологий, тогда врач назначит ноотропные препараты, предназначенные для стимуляции нервной системы, либо седативные — для снятия напряжения.

Не зависимо от результатов анализов и прогнозов врачей, маме следует сохранять спокойствие. Детский организм очень пластичный, большинство проблем решаемы, современные достижения, как в медицине, так и в фармацевтике позволяют скомпенсировать, а зачастую и полностью вылечить очень многие заболевания, связанные с нервной системой.

Ссылка на основную публикацию
Физиотенз аналоги дешевле, цена в аптеках, сравнение аналогов какой лучше
Физиотенз аналоги На данной странице представлен список всех аналогов Физиотенз по составу и показанию к применению. Список дешевых аналогов, а...
Фарматекс ~ Лаборатория Иннотек Интернасиональ
Методы контрацепции для кормящих мам В период грудного вскармливания существует реальная возможность забеременеть (это подробно обсуждалось в статье «Могу ли...
Фармацевтическое предприятие ООО «ПРАНАФАРМ»
Бисопролол Состав В состав одной таблетки Бисопролол входят 0,005 или 0,01 г бисопролола фумарата, а также вспомогательные компоненты: стеарат магния...
Физиотерапевт (доступно в Сергиевом Посаде)) Парацельс
Физиотерапевт (доступно в Сергиевом Посаде)) Физиотерапевт (доступно в клинике "Парацельс", Сергиев Посад) ВНИМАНИЕ: Доступны онлайн-консультации врачей (более 18 специальностей). Физиотерапия...
Adblock detector