Что, если у моего ребенка интернет-зависимость

Интернет-зависимость: болезнь или распущенность? 5

  1. Статьи
  2. Редакционные статьи

Психиатры бьют тревогу: в мире растет число людей с навязчивым стремлением пользоваться интернетом и проводить онлайн как можно больше времени, несмотря на негативные последствия.

«Все мы слегка интернет-зависимые. Это очевидно по нашему поведению. В системе здравоохранения растет обеспокоенность по этому поводу, поскольку поведение влияет на здоровье» , — заявила «Рейтер» американский психиатр Кимберли Янг (Kimberly Young). Мировой эксперт по пагубному пристрастию к интернету, она еще в 1995 году основала Центр интернет-зависимости и с тех занимается исследованиями в этой сфере.

По имеющимся данным, в США до восьми процентов жителей страны страдают интернет-зависимостью. Неудивительно, что все больше американцев обращаются к Кимберли Янг и ее коллегам, изучающим проблему навязчивой тяги к сети. Реагируя на спрос, центры психиатрической помощи во Флориде, Нью-Гемпшире, Пенсильвании и других штатах стали предлагать специализированные программы лечения цифровых форм зависимости.

Дэнни Риган (Danny Reagan) — один из тех, кто прошел такую реабилитацию. Когда Дэнни было 13, у него появились симптомы, которые врачи обычно связывают с наркоманией. Мальчик стал беспокойным и скрытным, отдалился от друзей, забросил бейсбол и бойскаутскую секцию, а потом перестал выполнять школьные задания и даже принимать душ.


На фото: Дэнни Риган, один из пациентов, прошедших программу реабилитации от интернет-зависимости в клинике Lindner Center of Hope, штат Огайо.

Однако виной всему были не наркотики. Дэнни пристрастился к своим гаджетам: подсел на YouTube и компьютерные игры до такой степени, что потерял интерес ко всему другому.

Родители водили Дэнни по врачам, пытались ограничивать использование электроники и даже брали с сына письменное обещание, что тот не будет злоупотреблять интернетом. Все было напрасно, до тех пор, пока они не обратились в клинику Lindner Center of Hope в городе Мейсоне, что в штате Огайо.


Центр психологической помощи Lindner Center of Hope

Центр предлагает специальную программу стационарного лечения под названием «Reboot» (перезагрузка) для подростков в возрасте от 11 до 17 лет, страдающих от навязчивой тяги к компьютерным и азартным играм в интернете, социальным сетям, онлайн-порнографии и секстингу (отправка сообщений, фотографий или видеороликов сексуального характера с помощью современных средств связи — смартфонов, мессенджеров, электронной почты, соцсетей и т. п.). Специалисты говорят, что таким поведением подростки нередко компенсируют симптомы других психических расстройств — депрессии и повышенной тревожности.

Именно так вышло с Дэнни Риганом. В пять лет у него диагностировали синдром дефицита внимания с гиперактивностью, а в шесть — тревожное расстройство. По мнению врачей, с помощью интернета Дэнни отвлекался от своих психологических проблем и в конце-концов сформировал зависимость.

«Когда у меня появилась игровая консоль, я словно влюбился в нее. Мне нравилось отключиться от всего и просто расслабиться» , — признался Дэнни журналистам.

«Перезагрузка» в клинике Lindner Center of Hope длится 28 дней, на протяжении которых подростки находятся в загородном заведении, где есть 16 спален, аудитории для занятий, спортзал и столовая. В ходе лечения пациенты выполняют диагностические тесты, посещают психотерапию и учатся умеренно пользоваться интернетом.


Спальня в клинике Lindner Center of Hope


Расписание пациентов программы «Reboot» клиники Lindner Center of Hope
16:00- спортзал; 17:20 — ужин; 18:15 — итоги дня; 18:45 — позитивная психотерапия; 22:00 — сон.

В интервью Рейтер Дэнни, теперь уже 16-летний старшеклассник, заявил, что по-прежнему не расстается со смартфоном, но теперь юноша умеет контролировать свою тягу и может не обращать внимания на гаджет, лежащий в кармане брюк.

Некоторые скептики называют цифровую наркоманию выдумкой подростков, которой те оправдывают свое нежелание расставаться со смартфонами. Например, Энтони Бин (Anthony Bean), психолог и автор клинического руководства по лечению компьютерной игромании считает, что пристрастие к компьютерным играм и пользованию интернетом может говорить о наличии других психических заболеваний, но не должно рассматриваться, как отдельное расстройство.

«Это все равно, что признавать поведение патологией, но реально не понимать причин происходящего» , — отметил специалист.


Доктор Крис Тьюелл, клинический директор по программам реабилитации от пагубных пристрастий центра Lindner Center of Hope

Однако доктор Крис Тьюелл (Chris Tuell), клинический директор по программам реабилитации от пагубных пристрастий центра Lindner Center of Hope, на примере Дэнни Ригана и других пациентов видел, как многие подростки глушат свои проблемы с помощью интернета, вместо алкоголя или наркотиков. Это и подтолкнула специалиста создать для них специальную программу лечения.


Доктор Крис Тьюелл со своим пациентом Дэнни Риганом

Хотя официально интернет не признается наркотиком, он аналогичным образом «взламывает» систему вознаграждения мозга, вызывая выброс эндорфинов, и при этом доступен с самого раннего возраста, отмечает Тьюелл.

«На самом деле, мозгу все равно, как это происходит — заливаю ли я что-то в глотку, вдыхаю через нос, вижу глазами или делаю руками. В мозге происходит много одинаковых нейрохимических реакций» , — пояснил специалист. Он добавил, что лечение интернет-зависимости отличается от реабилитации при других видах пристрастий, поскольку речь не идет о том, чтобы «протрезветь». Интернет теперь повсюду и стал неотъемлемой частью жизни — в школе, на работе и дома, подчеркнул Тьюелл.

«Неважно, признана ли интернет-зависимость официально, люди сталкиваются с этой проблемой» , — добавил он. Вспоминая некоторые случаи из своей практики, доктор рассказал, что у одного пациента пристрастие было настолько сильным, что он не хотел расставаться со своими гаджетами даже для того, чтобы сходить в туалет, и испражнялся на себя.

Тьюелл убежден, что исследования интернет-зависимости скоро принесут эмпирические результаты, которые позволят отнести это состояние к психическим расстройствам по медицинским критериям.

Хотя во врачебном сообществе все более серьезно относятся к проблеме интернет-зависимости, пока что ни Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ни Американская психиатрическая ассоциация не признают ее расстройством. Вместе с тем, в 2018 году ВОЗ включила игровое расстройство (зависимость от компьютерных игр) в перечень международной классификации болезней, запланированный к вводу в действие с 1 января 2022 года. Этому предшествовали годы исследований в Китае, Южной Корее и Тайване, где медики считают кризисной ситуацию с игроманией.

Читайте также:  Рак шейки матки – коварное заболевание; Baltic Medical Centre

В комментарии Рейтер пресс-секретарь ВОЗ Тарик Язаревич (Tarik Jasarevic) отметил, что интернет-зависимость — предмет интенсивных исследований и обсуждений по поводу включения в перечень психических расстройств в будущем.

Зависимость от селфи и соцсетей могут признать заболеванием

Фото: М24.ru/ Игорь Иванко

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) планирует признать интернет-зависимость психическим расстройством. Об этом М24.ru рассказал главный психиатр Москвы Борис Цыганков. По его словам, сейчас готовится новая Международная классификация болезней МКБ-11, куда должны включить и эту проблему. Как только интернет-зависимость попадет в официальный список болезней, ее смогут лечить врачи с помощью препаратов и психотерапии. По данным психологов, такой диагноз смогут ставить зависимым от селфи, онлайн игр, SMS и соцсетей. Согласно официальному порталу Mkb-11.com, в мае 2015 года Всемирная ассамблея здравоохранения начала рассмотрение МКБ-11. По данным ВОЗ, окончательный вариант классификации болезней должен быть принят в 2017 году. В Московской городской психологической службе M24.ru рассказали, что веб-зависимостью страдает каждый десятый пользователь интернета.

Как рассказал Борис Цыганков, интернет-зависимость пока не входит в классификацию психических болезней МКБ-10, поэтому сейчас московские психиатры не могут поставить такой диагноз и лечить пациентов. Этой проблемой занимаются только психологи. “Интернет-зависимость войдет уже в новую классификацию, так как она имеет те же самые принципы, что и психологические и химические зависимости, — рассказал Цыганков. — Она близка к игровой зависимости. Сейчас МКБ-11 проходит рецензирование в различных странах”.

Цыганков пояснил, что, когда МКБ будет дополнена, врачи-психиатры смогут лечить от интернет-зависимости. “Лечение в основном включает в себя психотерапию и прием психотропных препаратов, которые снимают влечение и навязчивые мысли, — отметил собеседник M24.ru. — Когда человек зависим, он все мысли направляет только на получение удовольствия. Препараты позволяют пациенту подумать и сконцентрироваться на чем-то еще в жизни”.

Интернет-зависимость могут признать психическим расстройством

В Московской городской психологической службе M24.ru заявили, что сейчас выделяется семь типов интернет-зависимости:

  • Зависимость просмотра порно-сайтов . Порнозапросы лидируют в поисковиках: 70% взрослых мужчин и 38% женщин время от времени просматривают страницы непристойного содержания. «Интерес к изображениям половых органов и актов любви был свойственен человечеству издревле, однако живому человеку трудно конкурировать с извращенными фантазиями», — говорится в докладе завсектором интернет-консультирования Московской службы психологической помощи населению Виктора Меновщикова.
  • Киберсексуальная зависимость . Это онлайн романы, переписка и «киберсекс». Опасность в том, что виртуальный партнер всегда будет лучше реального. Он становится для пользователей интернета идеалом, замещает образ реального супруга, что приводит к конфликтам в семье.
  • Зависимость от соцсетей. Для интровертов, одиноких и закомплексованных людей общение в киберпространстве создает иллюзию дружбы и семьи.
  • SMS-зависимость. Потребность в обмене моментальными сообщениями, создающая чувство безопасности, востребованности в обществе
  • Зависимость от веб-серфинга. Беспорядочный, хаотичный поиск разнообразной информации в сети. Человек “забивает” мозг ненужными сведениями, чтобы отвлечься от насущных проблем.
  • Зависимость от компьютерных игр. Самая опасная для подростков и молодых людей. Неоднократно азартные игроки кончали с собой из-за проигрыша, засиживались до инфаркта или истощения перед экраном
  • Игромания с элементами реальности. Навязчивая потребность играть интернет-казино, аукционы, бирж и азартных игры обычно совмещенная с навязчивым желанием обогатиться.

По данным Меновщикова, веб-зависимыми являются сегодня около 10% пользователей интернета. Группа риска — дети.

Международная классификация болезней — документ, который принимается Всемирной организацией здравоохранения. Его используют как основу для классификации болезней в 117 странах мира. Сейчас этот документ переведен на 43 языка. МКБ является нормативным документом, который обеспечивает единство методических подходов в лечении болезней. Документ периодически пересматривается и дополняется. Сейчас действует МКБ десятого пересмотра (МКБ-10). В России переход на МКБ-10 произошел в 1999 году.

Всего в МКБ 21 класс заболеваний. Психические прописаны в пятом классе под буквой “F”. Сейчас там подробно прописаны зависимости от употребления химических веществ, в том числе: алкоголя, табака, снотворного и наркотиков. Также в классификации есть классификация расстройства привычек и влечений. Это патологическое влечение к азартным играм, поджогам и воровству.

Напомним, что сейчас в Москве участились случаи, когда люди попадают в трагические ситуации во время съемки селфи. Например, 22 мая девушка случайно выстрелила себе в голову из травматического пистолета при попытке сделать селфи. Сейчас она находится в реанимации НИИ скорой помощи имени Склифосовского в тяжелом состоянии.

Буквально на следующий день 23 мая в Подмосковье ученик 9-го класса хотел сделать селфи на брошенных бетонных блоках. Ребенок забрался гору бетона и случайно зацепился рукой за высоковольтный провод. Упал и получил черепно-мозговую травму и перелом основания черепа.

В тот же день под Рязанью погиб школьник, который хотел сделать селфи на железнодорожном мосту. Мальчик упал с высоты трехэтажного дома на пути.

Как отметила главный детский психиатр Москвы Анна Портнова, сейчас в основном подростки страдают от увлечения играми в интернете. «Основной признак зависимости — человек перестает успешно адаптироваться в социальной среде, теряет карьеру или плохо начинает учиться”, — пояснила Портнова.

Старший научный сотрудник отдела неотложной психиатрии Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского Наталья Шемчук добавила, что уже до конца 2015 года интернет-зависимость может войти в DSM-IV — это руководство по диагностике и статистике психических расстройств, которое разрабатывает Американская психиатрическая ассоциация.

Как отметил доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей Боярский, сейчас по зависимостям от глобальной сети активно проводятся исследования. “Зависимость от селфи может исследоваться как один из компонентов этой проблемы, как от соцсетей и онлайн игр. Важно выявить факторы зависимости и понять, какой ущерб здоровью они приносят”, — пояснил Боярский.

Читайте также:  Запоры при беременности - что делать лечение и профилактика запоров у беременных народными и лекарст

Эксперт отметил, что сами эти явления — те же селфи и онлайн игры — не содержат в себе проблемы, сложности возникают с «неконтролируемым количеством потребления».

В Московской службе психологической помощи населению пояснили, что сейчас в ведомстве нет специальных тренингов для борьбы с интернет зависимостью. “Мы работаем с этой проблемой только в форме индивидуального консультирования. Психологи используют методики краткосрочной терапии, — пояснили в психологической службе. — В мировой практике еще нет единого мнения, как с этой темой можно работать на тренингах”.

Классификация интернет — зависимости, её причин и симптомов

Основные 6 типов интернет зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.

6. Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

С нарастанием проблемы интернет зависимости психологи выделили симптомы интернет аддиктивности.

Психологические симптомы:

  • Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером
  • Невозможность остановиться
  • Увеличение количества времени, проводимого за компьютером
  • Пренебрежение семьей и друзьями
  • Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером
  • Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности
  • Проблемы с работой или учебой

Физические симптомы:

  • Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц)
  • Сухость в глазах
  • Головные боли по типу мигрени
  • Боли в спине
  • Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи
  • Пренебрежение личной гигиеной
  • Расстройства сна, изменение режима сна

Сетевые сообщества

Сетевые сообщества, а так же виртуальные сообщества, сообщества интернет-это группа людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом в основном через Интернет.

Сетевое сообщество – общение с помощью сервисов интернет-канала, на основании которого и организуется группа людей, собравшихся вместе в силу единой для всех цели. Сетевые сообщества строятся на основе чатов, разнообразных форумов и конференций, блогов, игровых серверов. Именно использование этих сервисов и объединяет их с социальными сетями. Но есть и существенные отличия.

Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Мы можем только создать условия, которые бы облегчали формирование таких сообществ. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов.

С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

Таким образом, мы видим, что сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:

§ общения; поддержки и развития социальных контактов,

§ совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными,

§ творческой деятельности сетевого характера,

§ выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.

Выделяют следующие принципы конструирования сетевых сообществ:
-чёткая определённость границ группы;
— возможность членов группы взаимодействовать между собой, узнавать друг друга, встречаться, а так же владеть информацией об общей истории;
— существование чётких правил, которые регулируют использование коллективных благ и которые могут меняться с согласия членов группы;
— наличие системы наблюдения членами сообщества за поведением друг друга и использование системы санкций для его регуляции;
— возможность членов сообщества в процессе коммуникации реализовывать свои личные и общие цели.

Как и обычное сообщество, интернет-сообщество создается с определенной целью (даже если эта цель — приятное времяпровождение). Сообщество людей, увлеченных общей целью — это мощное средство для её достижения, особенно в современном обществе и бизнесе, где основную ценность имеет человеческий талант.

Однако человеку свойственна нестабильность. Его увлечение может ослабеть. Либо его может заинтересовать другая цель. И здесь огромную роль играет основа любого сообщества — личные взаимоотношения его участников. Люди обычно приходят в сообщество за ответами на свои вопросы, за определенной целью, а остаются из-за взаимоотношений. В интернет-сообществе у человека создается виртуальная личность, которая может сильно отличаться от его реальной личности, и которая для человека может быть даже важнее, чем реальная.

Результатом взаимодействия личности с интернет-сообществами является появление как информированного и наделённого ответственностью индивида («постоянного собственного диспетчера»), так и дезадаптированной личности. Анализ воздействия интернет-сообщества на индивидуальное поведение участников выявил ряд проблем, связанных со специфическими девиациями. Такие свойства информации Интернета, как избыточность и фрагментарность, определяют деформацию развития личности, её дезориентацию и, в конечном счете, десоциализацию. Обилие информации приводит к «фундаментальной потере ориентации», что оборачивается утратой способности к коммуникации с реальными людьми, приводит к утрате самоидентичности. Индивид оказывается «разорванным» между жизнью в реальных координатах «здесь и сейчас» и жизнью внутри особого коммуникативного пространства, где время – «сейчас» господствует над пространством – «здесь». Состояние множественности смыслов, значений, ценностей, принадлежащих разным индивидам, группам, культурам, ввергает человека в хаос, приводит к тому, что он начинает утрачивать прочные основания своей жизни и испытывать трудности с определением собственной самотождественности. Многообразие состояний личности, испытываемых под воздействием Интернета и интернет-сообществ, подтверждает представление о самой личности, «Я» человека, как динамической и самоорганизующейся структуре и процессе.

Читайте также:  Эхиностоматидозы у попугаев

Возможность «убежать из собственного тела» рассматривается некоторыми авторами как один из главных факторов, мотивирующих участие в виртуальной коммуникации. Потребность в полной анонимности в сетевой коммуникации связана, как правило, с неудовлетворённостью реальной социальной идентичностью и желанием избавиться от неё. Растворение в пространстве виртуальной реальности разрушает психику человека, потерявшего способность отличать мир реальный от иллюзорного.

Формами проявления утраты идентичности являются уход от объективной реальности в субъективную, от реальной сферы жизнедеятельности и общения – в виртуальную, иллюзия самореализации в виртуальной реальности. К социальным последствиям неконтролируемого информационно-коммуникативного поведения в Интернете можно отнести аддиктивное (зависимое) поведение, превращение участников интернет-сообществ в объект манипуляции, деформацию ценностных ориентаций, безответственность, утрату контактов в реальной жизни, в конечном счете – десоциализацию личности. «Человек впервые столкнулся с воз­можностью фальсификации собственной природы и опасностью «вырождения» своей человеческой реальности, – отмечает В. И. Самохвалова, – ставшей слож­ным продуктом его культурного развития, но испытывающей деформирующее воздействие результатов этого развития». Далее автор подчёркивает, что «современная ситуация стала требовать от человека оставаться идентичным себе в своём реальном бытии», особенно в условиях виртуальной угрозы этому бытию. Для этого человек должен организовать адекватное взаимодействие с созданной им технической реальностью.

Такое отрешение от реальности сильно сказывается на развитие личности человека, на его психологическом восприятии мира. Иногда люди сознательно или бессознательно уходят от реальности и все больше времени проводят в сети интернет, для них это становится смыслом жизни.

Заключение

Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие личности человека всецело связано с информационной глобализацией общества, развитием новых технологий и сети интернет, а также еще большим количеством других факторов.

Тенденции развития современного общества имеют преимущественно техногенный характер. Современный мир построен на базе компьютерных электронных систем, которые проникли фактически во все сферы деятельности человека от медицины до переработки горных пород. Данная ситуация с каждым годом все более и более усугубляется. Несмотря на то, что компьютер существует всего около 50 лет, а первые компьютерные военные сети появились только в середине 60-х годов прошлого века, весь мир уже охвачен военными и гражданскими общедоступными сетями настолько, что жизнь без компьютеров и без их совместного взаимодействия в данный момент уже не представляется возможной.

Мобильные телефоны, электроприборы всех типов и назначений, электрификация всех некогда просто механических вещей, компьютеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры, проигрыватели музыкальных и видео компакт-дисков, электронные носители информации с высокой плотностью — все это часть жизни современного человека. Не ориентироваться во всем этом означает в прямом смысле отстать от жизни.
Многие информационные данные доступны лишь в электронном виде, а их бумажные первоисточники истлели и пущены на макулатуру. Неумение пользоваться электронными сетями, непонимание булевой логики означает невозможность добыть ту или иную необходимую информацию. Все современные технологии направлены лишь на то, чтобы максимально быстро передать данные (текст, изображение, звук) из одной точки земного шара в другую.

Ежедневно человек около 40% своего времени человек так или иначе, соприкасается с продуктами информационных технологий, таких как: интернет, телевидение, средства СМК и.т.д. От этого никуда не уйти, так как механизм давно запущен и человек не может обойтись без этих вещей, и конечно же это сказывается на его развитие и сознании. Многое меняется в поведении и эмоциональном фоне человека, он становится слаб и уязвим к различного рода психологическим воздействиям.

С развитием сетевых сообществ – люди становятся интернет-зависимыми, происходит переоценка ценностей, взглядов на жизнь и на общество в целом, потому как,в интернет сообществах свой язык, своя культура и правила поведения.

Современная молодежь выступает субъектом информационного общения и обеспечения личной информационно-психологической безопасности. Вместе с тем молодые люди не способны контролировать, ограничивать, приводить в соответствие с нормами своё поведение, т. е. не владеют навыками саморегуляции, поэтому информационно-коммуникативное поведение молодёжи в интернет-сообществах зачастую выступает как аддиктивное (зависимое) и неподконтрольное сознанию личности.

Библиографический список

1. Абрамов М.Г. Человек и компьютер: от Homo faber к Homo informaticus. Человек. 2000. №4.;

2. Войскунский А.Е. Психологический журнал, 2006, том 25,№1 с.90;

3. ВыготскийС.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. Москва: Феникс, 2010. 320 с.

4. Галкин К. Ю. Темпорологическая концепция виртуальной аддикции. – М.: «Издательство АСТ», 2008. – 140 с.

5. Грачев Г. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М., 2003;

6. Константинов П. А. Социально-философский анализ функционирования интернет-сообществ: автореф. дис… на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. – Красноярск, 2010

7. Кузнецова Ю.М., Чудова, Н.В. Психология жителей Интернета .2-е, испр. Москва: ЛКИ, 2011. 224 с

8. Луман Н. Реальность масс-медиа. М., 2005

9. Маклаков, Общая психология: Учебник для вузов. 2006г.

10. Маклюэн М. Средство само есть содержание.Информационное общество. Сб. науч. трудов. М., 2004. С. 341.

11. Матрёхина, Н. В. Социальная сеть как модель межличностных взаимоотношений // Интегративный подход в психологии: сб. научн. статей / РПГУ им. Герцена; под. ред. В. А. Панфёрова, Е. Ю. Коржовой. – СПб., 2003. – С.213–219.

12. Мельник А.В. автореф. Информационнокоммуникационные технологии в современном обществе: сущность и роль. Саратов., 2011

13. Миронов А.В. Наука, техника и технологии: техноэтический аспект Вестник МГУ. Серия 7: Философия. 2006. №1. С. 29C30.

14. Панарин И.Н. Информационная война за будущее России. С. 71.2007

15. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред. М.Г. Делягина. М.: «Инфра-М» , 2000

16. Хозиков В.И. Информационное оружие. СПб., М., 2003;

17. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.2008-№8, С. 84-88

18. Шерман А. Интернет-аддикция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Gazeta.ru.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 345 ;

Ссылка на основную публикацию
Что это такое — Лецитин Польза и вред
Лецитин. Польза. Какой лучше. Какой лецитин купить? Это статья о лецитине — настоящем топливе для нашего организма. Предлагаю разобраться, что...
Что такое рак первые признаки, симптомы, диагностика и лечение
Что за болезнь: рак В любом случае рак пугает. Большая часть страхов рождается из-за неправильных представлений о заболевании или просто...
Что такое сахарный диабет типы, определение
Диабет Основные факты Диабет — это хроническая болезнь, развивающаяся в тех случаях, когда поджелудочная железа не вырабатывает достаточно инсулина или...
Что это такое P-LCR в анализе крови расшифровка, повышен что это значит, причины
Тромбоциты повышены в крови у взрослого Повышены тромбоциты (PLT) в бланке анализа крови, если их значение превышает 450*10 9 /л....
Adblock detector