Человек станет бесстрашным, если отключить ему часть мозга Здоровье Аргументы и Факты

Ученые выявили область мозга, заставляющую человека испытывать страх

МОСКВА, 16 дек — РИА Новости. Американские ученые выявили, что чувство страха у людей полностью «отключается» при утрате работоспособности одной из областей головного мозга, так называемой мозжечковой миндалины, что может быть использовано для разработки методов борьбы с фобиями и страхами, сообщается в статье исследователей, опубликованной в четверг в журнале Current Biology.

Вывод группы исследователей под руководством Джастина Файнштейна (Justin Feinstein) из Университета Айовы в США основан на наблюдениях за уникальной женщиной, мозжечковая миндалина которой полностью лишена функциональных свойств. Аналогичные результаты были прежде получены на животных, однако подтвердить их справедливость для людей удалось впервые.

«Природа страха проистекает из инстинкта самосохранения, который помогает нам избегать ситуаций, потенциально опасных для здоровья и жизни. Наш пациент полностью лишен мозжечковой миндалины, из-за чего не обладает способностью обнаруживать опасность. Вообще удивительно, что эта женщина до сих пор жива», — сказал Файнштейн, слова которого приводит пресс-служба издательства Cell Press, выпускающего журнал.

В нормальном состоянии мозжечковая миндалина постоянно сортирует информацию, поступающую в головной мозг через органы чувств и на основании жизненного опыта человека пытается выявить ситуации, угрожающие жизни. В случае обнаружения опасности именно миндалина является источником сигнала для головного мозга, который, распространяясь по всему телу, предотвращает повреждение.

Пациент Файнштейна подвергался ситуациям, в которых любой человек вне зависимости от силы духа должен испытывать страх. Например, при встрече со змеёй или пауком. В дополнение к этому исследователи водили своего пациента на самые страшные аттракционы, показывали фильмы ужасов.

Для того, чтобы лучше понять эмоции пациентки, группа Файнштейна просила её заполнять соответствующие анкеты и опросники. За три месяца неустанных наблюдений ученым ни разу не удалось зафиксировать эмоции пациентки, хоть как-то связанной со страхом.

Например, при встрече со змеями пациентка, несмотря на уверения в том, что она ненавидит пресмыкающихся, практически сразу начинала их трогать и пристально рассматривать. Как выяснили ученые, виной всему чувство любопытства, перевесившее отвращение.

Наиболее перспективное применение этого открытия по признанию Файнштена может быть связано с лечением так называемого посттравматического стрессового расстройства.

Ученые обнаружили, что за трусость и героизм отвечает мозжечковая миндалина

Ученые выявили отделы головного мозга мышей, запускающие различные механизмы их поведения в случае опасности — заставляющие грызунов замирать или активно искать источник угрозы и способ ее избежать, что может помочь в борьбе со стрессами у людей, сообщается в статье, опубликованной в журнале Neuron.

Читайте также:  Можно ли пить прополис при кормлении -p1ai

Группа исследователей из Европейской лаборатории молекулярной биологии в Монтеротондо (Италия) под руководством Корнелиуса Гросса (Cornelius Gross) пыталась выяснить, почему страх вызывает различные стратегии поведения, заставляя некоторых бежать очертя голову, других — замирать на месте в ожидании своей участи, а третьих — встречать опасность лицом к лицу с готовностью ей противостоять.

В своей работе нейробиологи базировались на предыдущих наработках в этой области, согласно которым отклик на воздействие страха на организм определяется активностью нейронов головного мозга, находящихся в специальной его области, называемой мозжечковой миндалиной. Эту область составляют несколько различных типов нервных клеток, вовлеченность которых в контроль поведения под воздействием страха и предстояло выяснить специалистов.

Для этого ученые использовали лабораторных животных, у которых с помощью серии упражнений был выработан условный рефлекс — чувство страха в ответ на звук определенной частоты. В серии предварительных экспериментов ученые сопровождали этот звук коротким электрическим ударом животных — из-за чего те, заслышав звук, научились замирать в ожидании импульса.

Кроме того, эти мыши обладали специальными генетическими мутациями, благодаря которым определенный тип нейронов (тип I) в миндалине получал избирательную чувствительность к определенному медицинскому препарату. Введенный в организм животных с помощью инъекции, этот препарат блокировал электрическую активность нейронов.

Как выяснили ученые в ходе дальнейших экспериментов, такая блокировка приводила к коренной смене стратегии поведения животных при возникновении у них чувства страха: вместо того, чтобы замереть на месте, мыши, услышав знакомый звук, начинали озираться и вставали на задние лапы, пытаясь выявить источник угрозы.

«Мыши не перестали бояться, однако перешли от пассивной стратегии поведения к активной, что оказалось совсем неожиданным результатом», — сказал Гросс, слова которого приводит пресс-служба лаборатории.

Проведя сканирование активности нейронов головного мозга с помощью метода функциональной магниторезонансной томографии, ученые выяснили, что при блокировке работы нейронов миндалины активизируется другая часть мозга — его кора, и именно она ответственна за запуск активной стратегии поведения в случае обнаружения угрозы. Блокирование работы этих нейронов с помощью специального препарата, атропина, вновь повергало животных в пассивное ожидание своей участи в состоянии страха.

Читайте также:  Мочевина и Креатинин в Крови Норма в Анализе, Повышенные Показатели

Это открытие существенно меняет представления ученых о механизмах работы мозга, так как до сих пор считалось, что нейроны миндалины определяют поведение ее «хозяина» при возникновении страха, взаимодействуя со стволовой частью мозга, а не с его корой.

Авторы статьи отмечают, что пассивное и активное поведение под воздействием чувства страха свойственно и людям — а потому понимание того, как этим поведением управлять, может быть использовано для помощи людям, ежедневно сталкивающимися со стрессовыми ситуациями в своей жизни.

PRAKTIK

praktik@praktiks.com

Миндалина (миндалевидная железа, амигдала, мозжечковая мигдалина, лат.
corpus amygdaloideum) является набором нейронов миндалевидной формы,
расположенных глубоко в медиальной височной доли мозга.

Это структура лимбической системы, которая участвует во многих наших
эмоциях и мотивациях, особенно тех, которые связаны с выживанием. Доказано, что
она играет ключевую роль в обработке эмоций, таких как страх, гнев, радость.
Миндалина также несет ответственность за хранение воспоминаний, и того места,
где воспоминания хранятся в мозгу. Считается, что от нее зависит, насколько
большой эмоциональный отклик вызывает то или иное событие.

Миндалина участвует в ряде функций организма, в том числе:

— Автономные реакции, связанные со страхом.

У человека и животных эта подкорковая структура мозга связана с реакциями
страха и удовольствия. Ее размер положительно коррелирует с агрессивным
поведением у разных видов.

Миндалина
обеспечивает быстрое и прочное запечатление в памяти эмоциональных событий
часто после одноразового обучения.

Мозжечковая миндалина входит в лимбическую систему —
эмоциональный центр мозга. Это главный источник бессознательного обучения,
которое также присуще остальным животным.

Мозг устроен так, что он отмечает важные для выживания
события сильной эмоциональной реакцией. Так как главная задача мозга —
выживание, такое событие запускает встроенный механизм, цель которого — не дать
мозгу его позабыть. Поэтому информация о таком событии откладывается в
долговременной памяти.

Одна из
форм бессознательного обучения называется выработкой рефлексов. Подобным
образом лабораторные крысы учатся соотносить нейтральный раздражитель
(например, определенный запах) с неприятным раздражителем (например,
электрическим разрядом). Крыса быстро учится бояться запаха, даже если он не
сопровождается электрическим разрядом. Этот вид обучения происходит совершенно
бессознательно и автоматически. У людей рефлексы с трудом поддаются
рациональному анализу, потому что они закрепляются в областях мозга,
независимых от центров мышления, и разуму трудно их контролировать.
Мозжечковая миндалина выполняет все эти функции, связываясь с
гиппокампом (еще один важный компонент системы сознательной памяти) и с
баэальными ганглиями (центральным компонентом системы мозга, который отвечает
за обучение новым навыкам и привычкам), и вынуждает их серьезно воспринимать
подступающую информацию.

Читайте также:  Свекольный сок и его полезные свойства для нашего организма

Миндалина (миндалевидная железа, амигдала, мозжечковая мигдалина, лат. corpus amygdaloideum) является набором нейронов миндалевидной формы, расположенных глубоко в медиальной височной доли мозга.

Это структура лимбической системы, которая участвует во многих наших эмоциях и мотивациях, особенно тех, которые связаны с выживанием. Доказано, что она играет ключевую роль в обработке эмоций, таких как страх, гнев, радость. Миндалина также несет ответственность за хранение воспоминаний, и того места, где воспоминания хранятся в мозгу. Считается, что от нее зависит, насколько большой эмоциональный отклик вызывает то или иное событие.

Миндалина участвует в ряде функций организма, в том числе:

— Автономные реакции, связанные со страхом.

У человека и животных эта подкорковая структура мозга связана с реакциями страха и удовольствия. Ее размер положительно коррелирует с агрессивным поведением у разных видов.

Миндалина обеспечивает быстрое и прочное запечатление в памяти эмоциональных событий часто после одноразового обучения.

Мозжечковая миндалина входит в лимбическую систему — эмоциональный центр мозга. Это главный источник бессознательного обучения, которое также присуще остальным животным.

Мозг устроен так, что он отмечает важные для выживания события сильной эмоциональной реакцией. Так как главная задача мозга — выживание, такое событие запускает встроенный механизм, цель которого — не дать мозгу его позабыть. Поэтому информация о таком событии откладывается в долговременной памяти.

Одна из форм бессознательного обучения называется выработкой рефлексов. Подобным образом лабораторные крысы учатся соотносить нейтральный раздражитель (например, определенный запах) с неприятным раздражителем (например, электрическим разрядом). Крыса быстро учится бояться запаха, даже если он не сопровождается электрическим разрядом. Этот вид обучения происходит совершенно бессознательно и автоматически. У людей рефлексы с трудом поддаются рациональному анализу, потому что они закрепляются в областях мозга, независимых от центров мышления, и разуму трудно их контролировать. Мозжечковая миндалина выполняет все эти функции, связываясь с гиппокампом (еще один важный компонент системы сознательной памяти) и с баэальными ганглиями (центральным компонентом системы мозга, который отвечает за обучение новым навыкам и привычкам), и вынуждает их серьезно воспринимать подступающую информацию.

Ссылка на основную публикацию
Часто задаваемые вопросы — Автодети
Лайфхак: как можно в машину устанавливать детское кресло Многие автолюбители являются к тому же ещё и родителями. Или автомобиль покупают,...
Цитофлавин инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Cytofl 1
Цитофлавин (Cytoflavin) Цитофлавин (Cytoflavin) — метаболическое средство, улучшающее мозговой кровоток. Активирует метаболические процессы в ЦНС, восстанавливает нарушенное сознание. Описание и...
Цитофлавин инструкция по применению, цена и отзывы
Цитофлавин Состав Состав на 1 таблетку: активные вещества: янтарная кислота – 0,300 г, инозин (рибоксин) – 0,050 г, никотинамид –...
Часто задаваемые вопросы о донорстве крови Нижегородский областной центр крови им
Часто задаваемые вопросы Как восстановиться в донорстве? Когда на сайте появится график выездных бригад? Как обеспечивается безопасность доноров во время...
Adblock detector